«Мы против двухколесного гетто». Как развивается велоинфраструктура в Уфе

«На нас обратили внимание только после участия в пробеге главы республики». © / Станислав Сырыгин / Из личного архива

Накануне масштабного городского события – «Дня 1000 велосипедистов» - один из уфимских активистов велодвижения рассказал «АиФ-Башкортостан», как ведется начатая несколько лет назад работа по развитию велоинфраструктуры в городе. Насколько мы далеки до идеала и надо ли это вообще горожанам?

   
   

Вовлечь больше горожан

Гюзель Ибрагимова, «АиФ-Башкортостан»: Станислав, что подтолкнуло вас стать общественником?

Досье
Станислав Сырыгин. Родился в Уфе 24 июня 1984 г. Окончил УГАТУ, факультет информатики и робототехники. 2012 г. – 2015 г. председатель, ныне исполнительный директор Союза велосипедистов РБ.

Станислав Сырыгин: На велосипеде проехал по Америке 6 тысяч км от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса в одиночку. После окончания вуза стал предпринимателем. 8 лет развивал бизнес, в итоге его продал, чтобы заняться общественной деятельностью. В 2007 году вместе с единомышленниками создал движение «ВелоУфа». Мы смогли заявить о себе, проводя крупные велосипедные акции, позже зарегистрировали и общественную организацию «Союз велосипедистов РБ».

- Летом из-за ваших мероприятий закрывают дороги, что создаёт проблемы для уфимцев …

- Мы проводим всего одну общегородскую акцию в год – это «День 1000 велосипедистов». Да, перекрывают несколько центральных улиц всего на 40 минут. В велопараде принимают участие около 15 тыс. человек, и этот показатель продолжает расти. Поэтому считаю, что город может позволить себе и подождать. Жители требуют развития городской инфраструктуры для разных слоев населения.

- Давайте уточним: горожане требуют или велосипедисты?

- Не существует такой классификации. Любой из нас может стать и пешеходом, и водителем, а также сесть на велик. Наша задача - создать условия в городе для безопасной и удобной езды на велосипеде для всех. Разнообразить выбор транспортных средств, чтобы разгрузить дороги, снизить экологическую нагрузку на город и заниматься ЗОЖ.

   
   

- И что вы для этого делаете?

- Есть несколько направлений: создание общественного мнения, что велосипед – это экологичный, доступный, здоровый вид транспорта. Затем взаимодействие с администрациями районов города, Уфы, главы республики, инициируя создание инфраструктуры: велодорожек, системы проката, парковок. Также проводим акции, детские праздники «ВелоДетство», Школа велосипедного туризма, любительские гонки, массовый фестиваль «I bike Ufa». В общем, крупные события, чтобы вовлечь больше людей.

Нарисовали, и готово

- Есть уже какие-то результаты?

- Инициировали обращение в администрацию Уфы о необходимости строительства велодорожек ещё в 2008-м. Начиная с 2011-го уже не получаем отписки. На нас обратили внимание после того, как Рустэм Хамитов принял участие в нашем велопараде. После на высшем уровне приняли решение о создании комплексной системы велотранспортной инфраструктуры. Отсюда начинается отсчёт строительства первых дорожек. Они, конечно, были созданы фрагментарно, не все соответствуют нашим потребностям и ожиданиям. Мы обращали на это внимание. Позже инициировали создание комплексного проекта, чтобы все нюансы были прописаны в одном документе, и всё делалось более качественно. Город на его разработку потратил 24 млн руб., он прошёл госэкспертизу и готов к реализации. Наша задача - донести необходимость направления бюджетных средств на его воплощение.

В прошлом году выступили на публичных слушаниях по принятию бюджета на этот год. Депутаты Горсовета нам отказали в связи с трудной ситуацией, но мы получили обещания о финансировании проекта в 2019 г.

В январе обратились к главе региона за помощью. Пока ответа не получили. Но есть надежда, что часть денег направят уже в этом году.

- Насколько известно, речь идёт о 300 миллионах …

- Эти деньги рассчитаны на обустройство примерно 70 км велодорожек. Если работы разбить на 5 лет, в год потребуется около 60 млн. Но не нужно акцентировать внимание на этой сумме, всё меняется. И город реконструируется, строится. Пока занимались проектом, появилась отличная дорожка Инорс-Сипайлово-Менделеева до ВДНХ.

- Многие дорожки просто нарисовали на тротуаре…

- После указа Хамитова в 2013 году на проспекте Октября и в Черниковке чиновники, к сожалению, пошли по самому простому пути. Согласен, нарисованная вело-пешеходная дорожка – не идеальное решение. Мы ещё тогда говорили: лучше проектировать их так, чтобы не пересекать автомобильный и пешеходный трафик. Да, не везде это возможно, но именно на проспекте не должно быть проблем, поэтому в проекте и заложена отдельная велотрасса.

- Какова протяженность уже имеющихся?

- Если исключить прогулочные и в парках – то около 20 км. Недавно в Главархитектуре прошло совещание, где рассматривался вопрос об их инвентаризации. Летом будем точно знать. Главное, чтобы они были безопасными и беспрепятственными. Конечно, по ним всё равно будут ходить пешеходы и мамы с колясками. И это правильно, мы против велосипедного гетто.

8 полос - безумие

- Вы много путешествуете на велосипеде…

- За последние 10 лет объездил Урал, Кавказ, Крым. Тысячу километров проехал по Байкалу, покрытому льдом. Побывал в Киргизии в горах Тянь-Шаня, проехал по Абхазии. Был во многих странах Центральной и Восточной Европы, посетив Скандинавию зимой. Поездки в основном посвятил изучению  инфраструктуры. Общался с активистами велодвижения.

- И как у них обстоят дела?

- Они выбирают, что им выгоднее. В приоритете стали велик или ходьба пешком. Европейцы это поняли ещё 50 лет назад. Поэтому и достигли колоссальных успехов в комфортной среде городов путём дестимулирования использования личного транспорта введением платных парковок, повышением тарифов на ГСМ и стоимости автомобилей. Они добились снижения скорости, больше стало пешеходных переходов и лежачих полицейских, сузили магистрали, разбили цветники на дорогах и ввели платный въезд в город. В общем, приняли целый комплекс мер для неудобства автовладельцев.

- Не утопия ли это? Вряд ли подобное можно применить в нашем климате… 

- За границей в первую очередь привели в норму пассажирский транспорт: трамвай или автобус перевозит куда больше людей, чем автомобиль. Люди готовы ходить пешком 1,5-2 км и 5-10 км проезжать на велосипеде по комфортным путям. Согласитесь, если было бы безопасно, многие дошли бы, к примеру, от Менделеева до проспекта пешком, это же смешное расстояние. Не тратили бы деньги на бензин, не стояли в пробках, не нагружали экологию. Но сейчас это нереально. У нас выиграет автотранспорт: комфортный, вроде бы и безопасный.

- Как их властям удаётся создать условия в старинных городах, когда наши и в современной Уфе не могут?

- Очевидно, наши компании не получили сигнал о том, как необходимо строить. Мы пытаемся это донести. Начиная с прошлого года во всех проектах межевания расписаны элементы доступной среды. Но застройщик выполняет коммерческий заказ, ему важнее возвести больше жилья, чем велодорожек.

Европейский пример: узкая дорога в 6-8 м, и то находится место. А у нас при 40-50 метровой ширине его нет. Мышление городских властей не позволяет жертвовать, автомобильное лобби слишком сильное.

- Но Уфа растянута, есть отдалённые районы…

- Существует форма комбинирования. Скажем, из Шакши можно доехать до Дворца УМПО, из Дёмы на железнодорожный вокзал. А дальше – на велике. Такие «нюансы» уже давно расписаны экспертами, в том числе и в азиатских городах. Смертность на дорогах и уровень экологической загруженности тогда намного ниже.

Проспект Октября из восьми полос – безумие! А перейти его – целая проблема. 30% населения пользуется личным автотранспортом, но 90% уличного пространства отдано под него. Во дворах не пройти, детям играть негде. Посмотрите на Советскую площадь и территорию перед Дворцом спорта – это же огромная парковка! За границей приоритеты давно изменены, победил здравый смысл.

- Многие согласятся с вами. Но нужно покупать велосипед, где-то его хранить, оставлять без присмотра в городе…

- Существует система велопроката с автоматизированной системой, когда даже без велодорожек её использование становится альтернативой. Просто поездить и сдать, не беспокоясь о его безопасности, покупке, хранении. И это доступно для всех. Данная система одобрена администрацией, но, опять же, нужны деньги, хотя в этот проект может включиться бизнес. Примеры данного проекта: Москва, Питер, бурно развивающийся Альметьевск. Уфа может попасть в десятку первых городов с проектом проката.

– Что делаете для других городов и районов республики?

- Наша деятельность пока ограничивается Уфой. К сожалению, в регионе крайне мало велосообществ, только в Стерлитамаке, Октябрьском и Нефтекамске. Мы не можем поехать и решать проблемы других населённых пунктов, но, безусловно, будем поддерживать, передавать опыт.