«Лосяш – знакомый поэт». Мама легендарных «Смешариков» о своих персонажах

Смешарики - прототипы уфимских знакомых автора. © / YouTube

Мультсериал «Смешарики» - самый успешный современный российский анимационный проект. Истории Кроша, Ежика, Нюши, Бараша, Пина, Лосяша, Копатыча, Кар-Карыча, Совуньи и других сегодня смотрят в 60 странах мира, мультик переведен на 15 языков. На 15-летие создания мультфильма коллектив поздравил даже президент страны Владимир Путин.

   
   

Анна Мальгинова работала в проекте с самого начала, с 2003 года, и в течение последующих шести лет. Она выступала как соавтор идеи и концепции, художник и сценарист.

Анна Мальгинова Фото: Из личного архива/ Анна Мальгинова

 «Не смотрю новых серий»

Юлия Байджанова, «АиФ-Башкортостан»: Анна, как вы пришли в анимацию?

Анна Мальгинова: Я с детства придумывала истории. Дважды закончила уфимское училище искусств: сначала как музыкант, потом как художник. Затем поступила в Институт искусств на факультет живописи, но через год перевелась в Санкт-Петербургскую театральную академию и получила образование театрального художника. В итоге всё это дало необходимую базу для создания собственных мультфильмов: есть знания рисования, сценографии, режиссуры и музыки. И первым же проектом стали «Смешарики».

- Как создавался этот легендарный проект? Какую роль вы сыграли в его формировании?

Досье
Анна Мальгинова родилась в 1971 году в Уфе. Окончила Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства по специальности «художник-постановщик». Член союза кинематографистов РФ, Гильдии режиссеров анимационного кино РФ. Режиссёр и сценарист анимационных фильмов. Соавтор идеи известного мультсериала «Смешарики», автор сценария фильма «Борьба со смехом» (сериал «Решето-сити»), «Звуки монстра» (сериал «Тайна Сухаревой башни»). Лауреат фестивалей «Сказка» и «Кино - детям».
- Всё началось в Петербурге, когда я училась на последнем курсе. Мне принесли нарисованных персонажей и предложили поработать над историей. Она появилась мгновенно. Почти сразу стало понятно, какие они по характеру, как живут, что должны делать и так далее. Прототипами всех смешариков стали уфимцы – мои знакомые, в том числе достаточно знаменитые персонажи, например образ поэта Айдара Хусаинова я взяла при создании характера учёного Лосяша.

Истории помогала разрабатывать по всем правилам жанров известный башкирский сценарист Зухра Буракаева. Мы написали около 60 сюжетов.

   
   

- Почему сейчас нигде нельзя увидеть, что вы являетесь автором?

- Мы с Зухрой относились к проекту как ребёнку, намерения чистые, о деньгах вообще не думали. Это было творчество, которое для других стало коммерцией. Со временем пришлось с ним попрощаться. Право на коммерческое использование у меня выкупили. Я остаюсь их автором, но упоминают об этом нечасто. Это обычная практика…

- Персонажи сохранили свой первоначальный облик?

- Изначально решили, что героев будет девять. Мы осознанно придумали мир, в котором одна девочка. Нюша задумывалась как умная и хорошая девочка «Пеппи Длинный чулок», а вовсе не капризная принцесса. Она должна была уравновешивать мальчиков, быть им, в первую очередь, другом, но «выросла» в совершенно другую.

Потом появилась Совунья - понадобилось ввести умудрённую опытом женщину. Я не смотрю новых серий, не хочу расстраиваться. Персонажи стали более жёсткими, однобокими, стереотипными. Сейчас каждая шестиминутка стремится быть актуальной. Благо воспитательный момент остался.

Не хватает души

- Потом были ещё мультфильмы?

- У меня два авторских анимационных фильма: «Важнее не бывает» и «Сердце. Бубен. Самолёт», которые снимали на студии «Мастер-фильм», продюсировал Александр Герасимов. Вся команда – уфимцы. Работы были созданы на средства гранта Минкультуры России, хорошо показали себя на фестивалях анимационного кино. Сейчас снимаем третий фильм про курицу.

О чем мультфильм «Смешарики»
Особенность мультфильма - в вымышленном мире, населённом круглыми зверюшками, нет отрицательных персонажей. Смешарики живут дружным коллективом, занимаются различными повседневными делами, попадают в необычные, а иногда и опасные ситуации. Каждая серия имеет воспитательный, познавательный или философский подтекст. В мультфильме есть старшее и младшее поколение, они, как правило, не конфликтуют.
- Как оцениваете современную анимацию? Почему на слуху одни и те же имена?

- Инициативы нет. Художникам некогда, у нас другой способ мышления. Нас надо организовывать. Творческие люди в большинстве своем готовы лишний час потратить на работу, нежели на её продвижение.

- Однако в стране настоящий бум анимационного кино!

- Да, очень много популярных сериалов. У меня к ним неоднозначное отношение, хотя сама мыслю так же - придумываю всегда цепь взаимосвязанных рассказов. Мне кажется, что во всём, в анимации особенно, нужно стараться сохранить тот запал, который тебя вдохновил, до самого конца. А во многих современных мультсериалах его и не подразумевалось вовсе. Вот советские мультфильмы другое дело – их пересматриваешь снова и снова, цитируешь.

Маме нужнее

- Современные дети проводят много времени перед экраном, благо детские передачи и мультики – в любое время суток. Полезно смотреть мультики?

- Я считаю, что лучше жить в реальном мире. Да, некоторые ситуации мы можем пережить только благодаря мультфильмам, они помогают детям научиться сопереживать и чувствовать, узнавать свои реакции на какие-то определённые события. Но лучше включать мультики дозированно, смотреть вместе с ними, обсуждать. Это не средство для отвлечения детей, пока вы заняты домашними хлопотами.

- Как родителям уберечь детей от компьютерной зависимости и ухода в виртуальность?

- Дети уходят в свой параллельный мир, потому что реальность становится скучнее игры. Затем они ещё больше отдаляются, так как тамошние «герои» – спасают мир или делают что-то лучше всех. И ждут, что в обычной жизни все будут к ним относиться соответственно. Но они не герои и ничего полезного или заслуживающего одобрения не сделали. Чтобы этого не происходило, нужно перестать прикрываться работой и своей занятостью, проводить с детьми больше времени. Качественно, а не количественно. Разговаривать, обсуждать, быть в контакте с ними. Не надо веселить и развлекать, нужно быть с ними честными. Дети должны чувствовать, что маме они нужны больше, чем своим виртуальным друзьям.

Смотрите также: