«Звонят и пишут сами». Смотрим работы фотографа, который побеждает в Европе

Ильдар Балеев / Из личного архивa

Сегодня бытует мнение, что профессия фотографа уходит в прошлое. Ведь у каждого есть телефон, который может сфотографировать все что угодно и преобразить красивую картинку до неузнаваемости. Но настоящее искусство фотографии заключается в умении видеть мир вокруг себя, уверен фотограф из Уфы, член Союза фотохудожников России, Ассоциации фотографов «Евразия» и Международного объединения фотохудожников «ArtPortrait» Ильдар Балеев. В уходящем году его работы были отмечены в Швейцарии, Сербии, Черногории, Боснии-Герцеговине.

   
   
Фото: Из личного архива

Без права на ошибку

По образованию Ильдар журналист, кандидат социологических наук. Говорит, что отделение журналистики университета в свое время выбрал, потому что ему было интересно общаться с людьми. В студенческие времена сотрудничал с различным газетами, поэтому с фотографией ему всегда было по пути. 

«Наверное, это было лучшей возможностью познания себя и мира», — вспоминает он тот период.

Любовь к фотографии ему привил отец, это было еще в школьные годы. В то время эта сфера была аналоговой — снимки делали на пленку, после чего проявляли ее в специальных светонепроницаемых бачках и печатали фотографии в темной комнате с красной лампой.

«Сушили фотографии на простой бельевой веревке, закрепив их прищепками. У кого была возможность, сушили на глянцевателе. Это электронагреватель, к которому прижимали гибкие зеркала с приклеенными на них мокрыми фотографиями. По мере высыхания фотографии отваливались, и их поверхность становилась глянцевой», — вспоминает Ильдар.

По его словам, процесс был специфическим и трудоемким. На одной фотопленке количество фотографий было ограничено 36 кадрами — нужно было вместиться в этот промежуток, поэтому права на ошибку не было.

Фото: Из личного архива

Жизнь «без глянца»

Жанр, в котором Ильдар работает, можно назвать «уличной» или «street» фотографией — это снимки, сделанные прямо на улице, как правило, документальные, не предполагающие специальной постановки кадра. Каждое изображение — это мгновение реальной жизни, наполненное характером и чувствами. Получается, по его словам, жизнь «без глянца». В репортажных снимках важна документальная точность, эмоциональность и атмосфера события без постановки.

   
   

«Я люблю людей, таких разных, непохожих друг на друга», — говорит Ильдар. Его работы полны искренности и неподдельных эмоций. «Хороший кадр должен вызывать эмоцию, — убежден он. — Характеры, чувства, эмоции, переживания людей передаются выражением их лиц, глазами, взглядом. Можно скрыть эмоции, но глаза никогда не обманут. Уличная и репортажная съемка — это возможность взаимодействовать с окружающим миром, когда находишь красоту в повседневных ситуациях и необычные моменты — в обычной жизни. Если фотография может рассказать больше, чем слова — это, наверное, и есть искусство!».

Фото: Из личного архива

О вдохновении, конкурсах и выставках

На новые работы вдохновляют и путешествия. Будь то шумный мегаполис или тихая улочка деревни, каждый уголок мира имеет свою уникальность. «Фотографируя сегодняшнее время, мы сохраняем воспоминания жизни, которые, возможно, никогда не повторятся», — говорит мастер. В каждой фотографии заключены мгновения радости, грусти, любви, перемен, одиночества, которые формируют нашу личность, наши воспоминания и наше восприятие мира. По словам Ильдара, фотография — это отражение жизни, полное искренности и красоты.

Фото: Из личного архива

Участие в фотовыставках и фотоконкурсах — это возможность поделиться своим видением мира с другими. Фотограф надеется, что его работы смогут передать настроение и эмоции, которые он сам пережил в момент съемки. «Выставки – это оценка со стороны зрителя, конкурсы – от профессионального жюри, — говорит Ильдар. — Это значительно расширяет мои жизненные границы, хотя не стоит на них зацикливаться, главное – это творчество».

«Куда-то я сам отправляю работы на выбор, кто-то сам обращается ко мне за разрешением выставить фото на выставке», — рассказывает мастер.

По мнению мастера, российское профессиональное фотографическое сообщество давно и серьезно заняло лидирующие позиции в мире профессиональной фотографии. Об этом свидетельствуют многочисленные победы российских фотохудожников на международных конкурсах в различных странах мира.

фото Фото: Из личного архива

 Что дальше?

Впереди у Ильдара много планов: провести в следующем году фотовыставку, посвященную богатому историческому наследию Узбекистана, испытать себя в качестве организатора всероссийского фотоконкурса, попробовать себя в качестве куратора выставки и, конечно, продолжить участие в российских и международных конкурсах.

«Хорошие фотографии может делать любой человек и даже на телефон, особенно с учетом современных технологий. Но если человеку интересно, он любит наблюдать, замечает какие-то детали, то нужно развивать эти качества, не бояться фотографировать «не по правилам», увеличивать свою "насмотренность" работ известных мастеров, да и просто общаться с людьми на улице. Это позволит получить большой опыт. В нашей жизни все находится в постоянном движении. Каждый день происходит что-то интересное. Нужно только остановиться и увидеть это!» — считает Ильдар.

Фото: Из личного архива

Досье

Ильдар Расихович Балеев . Родился в Уфе.

Член Союза фотохудожников России (с 2018 г.), Международной Ассоциации фотографов «Евразия», Международного объединения фотохудожников «ArtPortrait».

Творческую деятельность в области фотографии начал в 2010 году. Принимал участие в фотоконкурсах: Международная фотопремия «35 AWARDS» (2016 -2025); V Всероссийский фестиваль «Путешествуйте дома – 2018» (2018); Международный конкурс "Фотопризер" (2019); III Международный фотоконкурс "Русская цивилизация" (2019); OpenCup of Russia 2025Россия; PhotoEmotion 2025 Босния и Герцеговина; EchoesThroughLight 2025 Сербия; Gold Camera 2025 Черногория; Global Art 2025 Сербия; Всероссийская фотопремия «RussianPhotoAwards» (2025).

Организовал 10 персональных фотовыставок, среди которых: «ЛЮДИ. ЖИЗНЬ. ЛЮБОВЬ» в Национальной библиотеке Республики Башкортостан им. А.-З. Валиди (Уфа, 2020-2021); «Мужской взгляд» в Отделении-НБ РБ (Уфа, 2021); «Бирские стрельцы: история продолжается...» в Бирском историческом музее (, 2022); «Башкортостан. Культурный код» в Этноцентре «Урал» Республиканского центра народного творчества (Уфа, 2023); «Многоликая Уфа: 450 лет истории, культуры и красоты» в выставочном зале «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова (2024), "Сильные духом" в Национальном музее РБ, посвященную 80-летию Победы и Году защитниокв Отечества (2025) и др.

Является членом жюри многих открытых республиканских фотоконкурсов.