В летнее время в Башкирии всегда много людей у рек и озер: это не только местные жители, но и гости из других регионов. Только с каждым годом растет число жалоб: вода становится все более грязной. Зуд, сыпь, отравление после купания – уже не редкость. Насколько опасны для здоровья населения водоемы республики, как можно улучшить качество воды и где не стоит купаться, выяснял UFA.AIF.RU.
Искупаться и заболеть?
В этом году люди оставляют в социальных сетях негативные отзывы сразу по нескольким водоемам. Так, в начале июля жительница Башкирии Альбина Зарипова, ее муж и маленький ребенок покрылись сыпью после купания в озере Талкас около деревни Исяново в Баймакском районе.
«Сама я к врачу не обращалась, у ребенка мазали зеленкой, потом пошли к педиатру, который сказал, что это аллергия из-за того, что вода цветет, – рассказала UFA.AIF.RU Альбина. – Там в воде плавают какие-то маленькие зеленые штуки. Мне кажется, просто озеро не очищают своевременно. В том году так же купались, не было ничего, вода была прозрачная, ничего не высыпало на теле».
«В этом году на основании таких заявлений обследовано и проверено лабораторно всего по республике 34 пляжа (всего официальных пляжей более 100 – прим.ред.), - пояснила пресс-секретарь «Центра гигиены и эпидемиологии РБ» Дарья Ахметова. – Кроме этого Роспотребнадзором ведется мониторинг качества воды водных объектов - ежемесячно с мая по август воду проверяем на 28 показателей в 69 точках, расположенных как на официальных, так и на «диких» пляжах. С мая исследовано 787 проб воды, из которых 11,8% были некачественными. Выявлено наличие жизнеспособных яиц гельминтов, повышенное содержание железа, возбудители инфекционных заболеваний не обнаружены.
Чистых не осталось
То, что чистых водоемов в республике практически нет, подтверждают и данные республиканских органов власти. Как следует из доклада минэкологии за 2020 год, во всех реках и озерах в большей или меньшей концентрации присутствуют вредные вещества. Почти все они относятся к третьей и четвертой группам загрязненности.
Основную водную артерию республики – реку Белую – эксперты в большинстве точек забора проб отнесли к третьему классу разряда «б» («очень загрязненная»). К числу «критических» отнесен показатель по соединениям марганца, также во многих местах превышено содержание железа и меди. Хуже, чем была, вода стала в Уфе, Благовещенске, Бирске и Дюртюлях.
Более грязным стал и самый крупный правобережный приток Белой – река Уфа. Особенно плохая ситуация – в районе Павловки и столицы Башкирии, тут вода стала «очень загрязненной». А около деревни Верхний Суян – грязной. В большинстве точек забора есть превышения ПДК по содержанию цинка, никеля, меди, железа, а в Уфе – еще и по марганцу.
У притоков реки Уфы, кстати, все тоже не лучше. Ай и Шугуровка, опустились до четвертого класса, став грязными, Киги и Юрюзань – загрязненные.
Еще одно популярное место отдыха – озеро Кандрыкуль – остается «слабо загрязненным» (второй класс). Соединения марганца здесь – не выше трех ПДК, снизилось содержания сульфатов, остальное – в пределах нормы или ниже.
Случаи высокого загрязнения и экстремально высокого загрязнения в озерах и реках в прошлом году не фиксировались. В целом, отмечают в минэкологии, последние годы сохраняется тенденция на снижение объемов сброса загрязненных сточных вод по республике. За последние пять лет показатель сократился почти на 26%.
В реку без очистки
Основные источники загрязнения водоемов – промышленные предприятия и организации ЖКХ. Причем, отмечает замруководителя-начальник республиканского отдела Камского бассейнового водного управления Виталий Тюр, основной вред наносят не «гиганты». По его словам, крупные предприятия реализуют многомиллиардные экологические программы, которые дают результаты.
По словам чиновника, гораздо сложнее дело обстоит с коммунальными службами. На сегодня в республике – более сотни водоканалов. Но лишь единицы из них провели реконструкцию очистных сооружений. Большинство же объектов давно морально устарели, а в 12 муниципалитетах, по данным минЖКХ республики, централизованная канализация отсутствует вообще. Строить и обновлять – не на что. Попытки получить федеральное финансирование пока не увенчались успехом.
Приходят какие-нибудь «Рога и копыта» и безграмотно работают на новом оборудовании.
«Есть проблемы и с компетентностью сотрудников. Например, сооружения новые, а по результатам торгов на объект приходят какие-нибудь «Рога и копыта», предложившие свои услуги за минимальную стоимость, и бывает так, что специалисты просто безграмотно работают на новом оборудовании», – поясняет Виталий Тюр.
«Сброс сточных вод населенных пунктов районов, где сетей канализации нет вообще, осуществляется без очистки либо непосредственно в водные объекты, либо в «приемники» для отведения сточных вод. Они в подавляющем большинстве случаев, выполнены не из водонепроницаемых материалов, а также без использования гидроизоляционного покрытия. То есть эти сооружения, расположенные на территории почти каждого участка в сельских населенных пунктах, являются потенциальными источниками загрязнения подземных вод», – комментирует руководитель пресс-службы минэкологии Башкирии Ренара Газина.
Увеличение концентрации вредных веществ в реках и озерах специалисты объясняют также природными факторами, в частности маловодьем рек.
«Связано это не с работой водохранилищ, как многие ошибочно думают, на таких объектах расход воды жестко регламентирован, – поясняет Виталий Тюр. – Напротив, регулирование работы крупных водохранилищ улучшает водохозяйственную обстановку ниже гидроузлов. Например, сейчас Юмагузинский гидроузел работает следующим образом: приток к водохранилищу реки Белой составляет 10 кубических метров в секунду, а сброс – 30. Таким образом, например, в Стерлитамаке экологическое состояние Белой удовлетворительное. Реки становятся грязнее в том числе из-за того, что мало осадков. В этом году, например, погодные условия настолько сложные, что велик риск повторения ситуации 2010 и 2012 годов, когда регион оказался на грани экологической катастрофы. А вообще, в целом по маловодью, в природе все циклично, один цикл длится в среднем 15 лет. Другое дело, что сейчас из-за глобальных климатических изменений все поломалось».
А где же купаться?
Возникает закономерный вопрос: если все так плохо, то где же вообще людям можно плавать?
В Роспотребнадзоре рекомендуют не заходить в воду, если:
– в водоеме плавают утки, гуси, а вокруг летают чайки. Потому что там же есть и церкарии – свободноплавающие личинки, которые вызывают «дерматит купальщика».
– поверхность озера цветет, а вокруг много водорослей. Значит, есть условия для прикрепления промежуточных паразитов. Например, адолексарии, при употреблении человеком непроваренного мяса вызывают инвазию ленточными червями.
– рядом сельскохозяйственные угодья или свалка. Со стоками в воду попадают биогенные загрязнители, например, яйца аскарид, цист лямблий, кишечные палочки, сальмонеллы.
– рядом промышленное предприятие или автомагистраль. С дождевыми потоками в воду могут попадать тяжелые металлы, которые обладают токсичным действием и вызывают отравление.
Специалисты подчеркивают, что при появлении зуда нужно обращаться к врачу для окончательного диагноза. А купаться следует только в санкцинированных местах.