В ноябре делегация республики представила в Париже наскальную живопись пещеры Шульган-Таш, известной также как Капова пещера. Объект номинирован на включение в список всемирного наследия ЮНЕСКО для сохранения уникальной наскальной живописи эпохи палеолита и в 2017 году включен в перечень 100 объектов культуры, образования, спорта, ЖКХ, которые должны быть построены в течение 2017–2019 годов.
В списке значится
Широкую мировую известность уникальная пещера, расположенная в Бурзянском районе Башкирии, получила в 2012 году, когда включающий её объект природного и культурного наследия «Башкирский Урал» внесли в предварительный список всемирного наследия ЮНЕСКО. Эксперты международной организации поставили условия: пещеру необходимо привести в достойный вид, чтобы представить миру.
Проблема обустройства Каповой для научных и туристических целей не нова, разные варианты предлагались с 1959 года, после открытия древних рисунков. Ее хотели превратить в музей, пробурить тоннель для доступа к подземной реке, провести внутрь освещение и телефонную связь. Уже в 1970-е годы ученые забили тревогу: радикальное вмешательство грозило нарушить микроклимат и уничтожить наскальную живопись. Поводом стал печальный опыт пещеры Ласко во Франции, активное «благоустройство» которой привело к тому, что рисунки покрылись плесенью, оказавшись под угрозой уничтожения. Французы сумели извлечь урок из ошибок: свободный доступ внутрь закрыли, а рядом построили музей с воссозданными фрагментами живописи. Благодаря этому в последние годы микроклимат Ласко стал восстанавливаться.
«Именно микроклимат «консервирует» рисунки на тысячелетия. Из-за того, что долгое время Капова пещера была открыта для всех желающих, люди трогали наскальные изображения, вокруг них появились отпечатки рук и грязной одежды, - пояснил директор научно-производственного центра по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан Данир Гайнуллин.- В 1960-70-е годы были попытки закрыть пещеру, но они не дали результата. Положение осложняло и отсутствие в то время государственного органа, который занимался бы охраной исторических памятников».
Не пещерный подход
Ситуация стала меняться в начале 1990-х годов, с созданием в Башкирии НПЦ по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия, вплотную занявшегося вопросами сохранения пещеры с учетом интересов региона. К началу 2000-х годов здесь открылся туристический маршрут.
Мощным стимулом для активизации изучения археологического памятника стала идея включения объекта в список ЮНЕСКО. К работе подключились ведущие научные учреждения: Институт археологии РАН, Институт истории языка и литературы УНЦ РАН, Всероссийский геологический институт им. Карпинского, Уфимский институт биологии РАН и другие. В результате, вокруг пещеры появилась буферная зона площадью более 6262 га. В её пределах намечены строительство музейного комплекса и организация туристического пространства, что позволило бы упорядочить растущий въездной поток и сохранить археологический памятник.
Специалисты центра не стали изобретать велосипед, а прежде всего ознакомились с признанной мировой практикой создания музеев у пещер, таких как Ласко, Шове (Франция), Альтамира (Испания), опытом музеев-заповедников в Болгаре, Свияжске, Архангельской области, Москве, Санкт-Петербурге. Так появился проект, созданный на основе мировых достижений, но вместе с тем самобытный, учитывающий культурную идентичность местности.
«Форма музейного здания отражает основные смыслы эпоса «Урал-Батыр»: пересечение сил добра и зла. Именно здесь, по преданию, разделились судьбы легендарных братьев – Урала и Шульгана. Первый устремляется ввысь, второй уходит в подземное царство, - рассказал автор идеи проекта - архитектор Рустам Алибаев. – Архитектура комплекса повторяет окружающий природный ландшафт. Сочетание археологической и культурной составляющей, чего нет на зарубежных объектах, дает хороший стимул развитию территории, туризма, народных промыслов и позволит снять излишнюю нагрузку с самой пещеры».
Центральное место в будущем музее должны занять 3D - копии участков стен с наскальными изображениями. Выполнено сканирование пещерного массива и прилегающих территорий, подготовлены образцы сувенирной продукции. Сотрудники центра привели в порядок и внутреннее пространство памятника: заменили лестницы, очистили стены от надписей, оставленных посетителями. Следить за микроклиматом пещеры будет теперь электронная система мониторинга.
Предполагается, что музейный комплекс сможет принимать до 250 тыс. человек в год. Проект рассчитан не только на туристов. Здесь будут свои научные сотрудники: целевое обучение студентов уже ведет БашГУ, появятся лаборатории, кабинеты, архив, мастерские, хранилища экспонатов. Предполагается создать детский научный центр, оборудовать учебные классы. Проектом предусмотрены кафе и конференц-залы на 300 и 50 мест для проведения конференций, симпозиумов, сцена и амфитеатр на 700 мест, экран для демонстрации научных фильмов.
При этом строительство комплекса площадью 4137 кв. м обойдется всего в 350 млн рублей, что сопоставимо со стоимостью постройки школы. Затраты удалось минимизировать за счет применения быстровозводимых конструкций и современных материалов. Стоимость билета в музей с внушительной «начинкой», будет демократичной – около 200 рублей. Сейчас билет в пещеру стоит почти вдвое дороже.
Познавательно и выгодно
Когда принималось решение о строительстве историко-культурного комплекса «Шульган-Таш», его предлагали расположить в Уфе или Старосубхангулово. Однако в мире и регионах России идут по другому пути и строят музеи рядом с археологическими памятниками.
«Альтамира, Ласко и Шове находятся за сотни километров от столиц. К тому же, наша задача – сохранить пещеру - перекликается с основным условием ЮНЕСКО: объект должен приносить пользу обществу, местному населению, обеспечить устойчивое развитие территории, - уверен научный сотрудник НПЦ Николай Григорьев. - Музей рядом с пещерой дополнит существующий туристический маршрут. Уже начато асфальтирование дорог, ведущих к нему».
Действительно, создание крупного научного центра вдали от мегаполисов, в башкирской глубинке, – беспрецедентный шаг, способный положительно сказаться на развитии науки в Зауралье. И не только науки. Вслед за новыми дорогами в Бурзянском районе улучшится качество электроснабжения, сотовой связи, уже проходит экспертизу проект газификации населённых пунктов района. Сейчас, например, гостиницы зимой не работают, потому что отапливать их дровами или электричеством дорого. Так государство, создавая якорный инвестпроект, дает импульс развитию бизнеса, торговли, сферы услуг, что позволит создать в районе новые рабочие места и положительно скажется на экономической ситуации в Зауралье.
Строительство музейного комплекса началось осенью текущего года. Уже в 2020 году он примет первых посетителей, так что позитивные изменения отнюдь не фантастика, мы увидим их в ближайшее время.