Липовая история. Почему в Уфе вырубают деревья

Алексей Шушпанов / АиФ

Под угрозой исчезновения – липы, визитная карточка «самого зелёного города России», каковым была когда-то Уфа. Песня Рима Хасанова на стихи Назара Наджми «Уфимские липы» стала неофициальным гимном столицы. К сожалению, в своих потугах сделать город «красивее и комфортнее» чиновники лишают его зелёных насаждений, которые помнят губернскую и советскую Уфу.

   
   

Всё уже решено?

Амбициозный проект реновации Советской площади уфимцы встретили в штыки. Общественные слушания прошли в марте, а 10 августа властям вновь пришлось встречаться с горожанами. Главный архитектор Олег Байдин пытался убедить: биологи обследовали деревья, окаймляющие площадь, среди них выявлены старые и больные. На их месте высадят крупномеры.

«Конструктива» на обсуждении не случилось, – отметила член Совета по правам человека при главе Башкирии Кристина Абрамичева. – Под ним чиновник понимает полное согласие горожан с точкой зрения застройщиков и авторов визуализаций, которые демонстрируются на экране. Недовольство аудитории вызвали слова Байдина, что всё уже решено, мнение жителей ничего не значит».

Выяснилось, что решение властей основывается на заключении (которое общественности не предъявили) анонимного эксперта-биолога.

«Кроме того, Байдин признался, что с расширением улиц центра «поторопились», и теперь их нужно сужать обратно, – рассказала Абрамичева. – А ведь в своё время, несмотря на протесты уфимцев, ради расширения вырубили немало деревьев. Чтобы мнение людей не закатали в асфальт вместе с вековыми деревьями, нужно представить результаты собственной экспертизы».

Городские – не жильцы?

12 августа исследование (без даты) появилось на сайте мэрии. Эксперт – доктор биологических наук Айрат Ишбирдин предлагает срубить 95 деревьев, из них 48 лип. Основание: гниль, усыхание крон, механические повреждения при уборке снега (свежие следы – может, от строительной техники?), нарушение установленного СНиПами расстояния от электроопор и зданий. Среди рекомендованных для посадки клёна, туи и сосны липе места не нашлось.

   
   

По мнению Ишбирдина, агрессивное воздействие городской среды не способствует долгой жизни лип – якобы после 40 лет начинается их стремительное старение и болезни, в то время как лесные деревья могут расти до 300 лет. Остаётся удивляться, как же «выжили» деревья на Софьюшкиной аллее, высаженные полтора века назад.

«Мы живём в поясе широколиственных лесов, здесь всегда росли липы и дубы, из которых построен Уфимский кремль, – сообщил доктор исторических наук Михаил Роднов. – Массовое озеленение улиц началось в начале XX века. Активно сажали липу, сегодня треть липовых насаждений России находится в Башкирии. Мы – последняя часть великого липового пояса, который шёл с берегов Франции на Атлантическом океане, через Европу и заканчивался в Башкирии. Куница на гербе Уфы не случайна – она питалась грызунами, основой рациона которых были липовые орешки».

Идя навстречу общественности, главархитектура заказала экспертизу дендрологам Института биологии уфимского научного центра РАН.

«Есть вопросы по прежней экспертизе, надо было подробнее работать с материалом, – сообщил доктор биологических наук Алексей Кулагин. - Мы проводим подерёвный учёт с оценкой каждого дерева, а не насаждений в целом. Не исключаю, что порекомендуем некоторые к удалению. Срок жизни дерева зависит от условий, здесь они могут выполнять свои функции около 20 лет. Это посадки 40-50-х годов, в то время была мода на липу и бальзамические тополя. Что касается замены старых деревьев, есть проблема. Сегодня система выращивания посадочного материала в очень тяжёлом положении, советские питомники ликвидированы».

Не нами придумано?

Отметим, что печальная традиция пускать под пилу зелёные насаждения сложилась не вчера: деревья рубили при мэре Павле Качкаеве, но широкий размах это движение получило при Иреке Ялалове, которого острословы прозвали «дендрофобом». Кампания по расширению улиц исторического центра и связанными с этим сужением тротуаров и рубкой деревьев совпала с подготовкой к саммитам ШОС и БРИКС в Уфе в 2015 году. Тогда и возникла концепция «больных деревьев», а то и «деревьев-убийц».

«С 2003 года в Уфе только по официальным данным упало 2670 деревьев, погибло 15 человек. Кто за это будет отвечать? – вопрошал Ялалов. – Советскую градостроительную концепцию – «улица – цветущий сад» невозможно реализовать в современных условиях. Все города идут по пути создания транспортных коридоров и рекреационных зон – парков и скверов.

Справедливости ради заметим, что именно в эпоху Ялалова в городе появилось несколько озеленённых общественных пространств: Софьюшкина аллея, старейший парк на Случевской горе (ныне им. Салавата Юлаева), сквер 50-летия Победы и другие. После критики уфимцев в городе стали высаживать крупномеры, но опять же – упорно не липы, а ели, сосны и берёзы. Жаль, если спустя десятилетия, заслушавшись «Уфимскими липами», новые поколения уфимцев будут недоумевать: о чём, собственно, в ней поётся?»

Мнение

Блогер Светлана Нургалеева:

«Такое впечатление, что замена деревьев кому-то выгодна. Никто не стал бы возражать, если бы городские власти дали твёрдые гарантии, что на месте каждого срубленного действительно больного дерева появится такое же, но здоровое. Посмотрите на улицу Карла Маркса – на месте вырубленных деревьев и уничтоженного «домика для эльфов» паркуются машины, и отнюдь не на пять минут. На окраинах ситуация еще плачевнее: под видом облагораживания дворов деревья уступают место парковкам, и администрация района даёт на это разрешение».