Чистая экономика. Как вывоз мусора зависит от собираемости платежей

Благодаря помощи регоператора проблем с транспортом нет. © / Бирсккоммундорстрой

Что входит в 70 рублей, которые население Башкирии платит за вывоз мусора? Почему контейнеры зачастую стоят переполненные?Как неплательщики влияют на качество оказания услуги? На эти и другие вопросы «АиФ-Башкортостан» ответил директор ООО «Бирсккоммундорстрой» Владимир Тимофеев.

   
   

Порядок с техникой

Роман Якимчук, «АиФ-Башкортостан»: Владимир Павлович, какую территорию обслуживает ваша организация, мощностей хватает?

Владимир Тимофеев: Вывозим мусор из Бирска и части Бирского района, работаем на субподряде у ООО «Экопром», победившего в конкурсе, проведённом региональным оператором «Дюртюлимелиоводстрой». Наше предприятие имеет восемь мусоровозов, два самосвала, погрузчик. Работаем с ноября 2005 года, с тех пор коллектив, насчитывающий 29 человек, практически не менялся. Организация небольшая, но с обслуживанием города справляемся, весь мусор из контейнеров вывозим ежедневно, а крупногабаритные отходы –  раз в неделю. По графику ежемесячно выезжаем в сёла, где раньше не вывозили отходы. Бывают и  претензии к нам, сказывается нехватка двух водителей.

– 35-рублёвого тарифа достаточно для сельской местности?

– За эти деньги мы можем вывозить мусор из деревень только раз в месяц. Но даже при этой периодичности работать за 35 рублей невыгодно: контейнеров в деревнях нет, приходится отправлять туда самосвалы.

Получается, что «возим воздух», плюс в разы большее по сравнению с городом транспортное плечо и дополнительное время на погрузку. В целом получается очень затратно. Мусор в деревнях грузят сами жители, хотя согласно пунктам 6 и 7 соглашения № 5 о взаимодействии между регоператором и Бирским районом эта функция возложена на органы местного самоуправления. Жители сёл, в том числе пенсионеры, просят, чтобы мы приезжали чаще, хотя бы раз в неделю, и сами предлагают платить по 70 рублей с человека. Они понимают, что нереально вывозить мусор еженедельно за 35 рублей.

– Проблема многих операторов – изношенная техника. А что у вас?

– Наша техника разная по возрасту, но благодаря помощи регоператора проблем с транспортом нет. Они предоставили новый мусоровоз «ГАЗон Некст» под евроконтейнеры, готовы хоть сейчас дать ещё, только у нас нет евроконтейнеров и контейнерных площадок под них. Это, действительно, большая проблема.  Если бы их оборудовали во всех сёлах, как планировалось, во 2 и 3 кварталах, жителям стало бы гораздо комфортнее, а мы смогли задействовать имеющиеся мусоровозы, чтобы немного снизить затраты.

   
   

На что жалуемся?

– Жителей устраивает качество работы?

– Жалобы есть, но не стоит забывать, что собираемость платежей по Бирску и району всего 52%. Недавно побывал в Нефтекамске, там похожая ситуация.  Говорят: «Не все платим, потому что вы плохо работаете». Это неправда – весь мусор вывозится, хотя и с задержками. А они происходят из-за несвоевременных платежей, отсюда же и нехватка водителей.

– Порой в соцсетях встречаются фото переполненных контейнеров...

– Часто они сделаны до приезда мусоровоза, но у нас работает двойная система контроля. Первое – фотофиксация: делаются фото при подъезде мусоровоза к стоянке, затем, после загрузки контейнеров.

Второе – с 2009 года мы ведём спутниковый контроль в режиме онлайн. В каждом конкретном случае разбираемся и можем подтвердить свои действия документально. Если оказались виноваты, сразу же исправляем ошибку обязательной уборкой контейнерной площадки. Практика показывает, что часто встречаются оговоры. Вот свежие примеры того, как это работает. Площадка в Михайло-Никольске была убрана 11 сентября в 9.47, что зафиксировано треком спутникового контроля и фотографиями до и после выполнения работ, а фото с, якобы, невывезенным мусором размещено в группе Бирского района в соцсети в 11.28 того же дня, после того, как работа была выполнена. Другой факт: 15 сентября в деревню Баженово выехал самосвал. По данным спутникового контроля,  он стоял в районе ул. Мира, 21-24А с 8.37 до 9.16. За это время грузчики так и не появились, что дополнительно отмечено фотофиксацией. Зато на следующий день в районную администрацию пришла жалоба, что нас там вообще не было.

– Есть ли особенности в вывозе мусора из частного и коммунального секторов?

– Почему-то в частном секторе мусор всё время вываливается из контейнеров прямо на землю. В августе–сентябре к бытовым отходам добавляется ботва с огородов, ветки деревьев. Иногда контейнеры и вовсе пустые, а жители всё равно выгружают мешки с мусором и ботву из автоприцепов на землю. В коммунальном секторе люди ведут себя иначе, стараются не засорять площадки, даже если контейнеры переполнены, что часто бывает в выходные, хотя ТКО вывозится ежедневно. Помогают обеспечить чистоту и дворники управляющих компаний: они загружают оставленные на площадке мешки с мусором в освободившиеся контейнеры, чего нет в частном секторе. Повторю, что грузить мешки с мусором в контейнеры – обязанность муниципалитета. Мы должны лишь подбирать мусор, высыпавшийся из контейнеров во время погрузки в мусоровоз. Эта работа выполняется, что подтверждают фото общего вида контейнерных стоянок после выгрузки контейнеров.

– Как обстоят дела с юридическими лицами?

– Регоператор ещё прошлой осенью разослал юридическим лицам список документов, которые необходимы для заключения договоров: документы на собственность, занимаемые площади, данные о числе работающих и др., чтобы рассчитать платёж по нормам накопления. Это не прихоть, требование заложено у регоператоров в конкурсной документации. Но юридические лица не спешат предоставлять информацию, возможно, это попытка исказить реальные масштабы производимого мусора. Видимо, есть тут и недоработки контролирующих органов, ведь прошло уже 9 месяцев, те, кто хотел, заключили договоры, а кто-то ищет причины этого не делать, а значит, не платить. Так, в Бирске и районе из 1600 юридических лиц договоры с регоператором заключили лишь 162. Выходит, что остальные 1438 везут свой мусор в муниципальные контейнеры, экономят за счёт жителей.

Обоснованный тариф

– Считаете ли существующий тариф экономически обоснованным?

– Судите сами: из 70 рублей регоператору нужно заплатить 20% НДС. Остаётся примерно 56 рублей. 60% от этой суммы уходит на оплату сбора и транспортировки мусора – это самая затратная статья. ГСМ и запчасти недешёвые, например, только чтобы «обуть» трёхосный КамАЗ, потребуется 146 тыс. рублей, двухосный – почти 88 тыс. Помимо этого регоператору приходится платить за размещение отходов на полигоне и за сортировку ТКО. Не надо забывать о плате за загрязнение окружающей среды. С учётом  уровня собираемости, не остаётся практически ничего. Тариф надо срочно доводить до экономически обоснованного, это касается города и особенно села, где на себестоимость влияет фактор «длинного плеча» и связанный с ним вынужденный порожний пробег, а при насыщении сельского сектора контейнерами и введении в работу мусоровозов будет сказываться и низкая плотность. Решать проблему собираемости надо через суд, но в этом могли бы помочь органы местного самоуправления, да и пресса.

– Что изменила бы стопроцентная собираемость платежей и введение  экономически обоснованного тарифа?

– Прежде всего, появилась бы возможность поднять зарплату коллективу, выполняющему эту грязнейшую и в то же время столь нужную для всех работу.

Зарплата у нас ниже средней по республике, хотя у водителей и доведена до этого уровня. Регоператор и подрядные организации могли бы не просто выживать, еле-еле сводя концы с концами, а развивать базу, обновлять технику, технологии. Ведь суть реформы именно в этом, она рассчитана на то, что платить будут все. Не понимаю, на что рассчитывают неплательщики, но многие из них громче всего и жалуются, чтобы иметь для себя какое-то оправдание. У регоператора нет рубильника, чтобы подобно ресурсным организациям отключить услугу, вот и работаем одинаково для всех.