Железобетонный комфорт. Чего не хватает уфимской набережной

Любимым местом для прогулок набережная Белой пока так и не стала. © / Дмитрий Саламатин / АиФ

Набережную реки Белой протяженностью почти 5 км в Уфе возводили семь лет с привлечением федеральных средств. Только стоимость строительства, по официальным данным, превысила 5 млрд руб., а еще были многомиллионные контракты на благоустройство и содержание. Между тем уфимцы до сих пор жалуются на неприглядный вид огромного бетонного сооружения. О том, как его пытались сделать местом притяжения и почему этот замысел пока так и не удалось воплотить в жизнь, рассказывает UFA.AIF.RU.

   
   

Благоустройство – на потом

Объект возводили в четыре этапа, начиная с 2013 года. Главной целью было заявлено берегоукрепление. Планировалось, что конструкция будет сдерживать грунт и подземные воды, что не позволит склону «сползти». В минэкологии заявляли, что это позволит предотвратить ущерб почти в 13 млрд руб. и защитить от паводка 1,7 тыс. жителей. Уже второй целью была организация общественного пространства.

Гидротехнические сооружения (ГТС) первой очереди в районе Конгресс-холла и автомобильная дорога протяженностью 1,2 км были сданы ещё в 2014 году и стоили 1,34 млрд руб. Затем последовал контракт стоимостью более 2,5 млрд руб. на строительство ГТС второй очереди, от СОК «Юность» до улицы Пугачёва, включая Монумент Дружбы. Одновременно велись работы по благоустройству территории этих участков.

После этого началось строительство сегментов третьей очереди – от Монумента Дружбы до поворота на улицу Бельскую. Местами они не достроены и не обустроены до сих пор. Значительный участок верхнего уровня закрыт металлическими щитами. Он представляет собой овраг, местами заполненный мусором. Гулять можно лишь внизу – вдоль самой реки. Тут стоят кадушки с деревьями, которые в обилии встречаются на протяжении всего объекта. Часть этой территории, по данным мэрии, будет благоустроена в рамках реконструкции улицы Пугачёва. Вдоль набережной обустроят беговую, пешеходную и велодорожки.

Четвертый этап включает в себя обустройство участка от памятника Салавату Юлаеву до железнодорожного моста через Белую протяженностью 0,8 км. Работы здесь ещё не начинались. Сейчас набережная в этом районе заканчивается внезапно на всех уровнях. Прерываются все зоны, кроме автомобильной дороги, которая не выглядит обустроенной за пределами объекта. За заборчиками виднеются горки стройматериалов и мусора, а также кадки, которые, видимо, оставлены «про запас».

Начало набережной в Уфе Фото: АиФ/ Дмитрий Саламатин

Сказали, что не скоро

В 2019 году глава Башкирии Радий Хабиров комментировал ход строительства объекта. Он заявил, что работы ещё «очень много», однако сегмент за сегментом будут благоустраивать и запускать.

«Не будет такого, что мы ленточку перерезали, и вся набережная в 5 км открылась» - говорил  руководитель региона.

   
   

В августе 2020 года советник директора Центра развития водохозяйственного комплекса Минприроды России Ярослав Вольпин приехал в Уфу и заявил, что берегозащитные сооружения и новая набережная в столице Башкирии готовы. Тогда многие уфимцы были возмущены, ведь получившееся бетонное сооружение сложно так назвать. И.о. министра​ ЖКХ Башкирии Алан Марзаев повторял тезис, что это в первую очередь гидротехническое сооружение. Чиновник заявлял, что из-за этого существует множество ограничений, поэтому благоустройство затруднительно. Кроме того, нужна немалая сумма денег.

В этом году гидротехнический объект-набережную вновь затопило. Фото: АиФ/ Дмитрий Саламатин

Провал оживления?

После официального открытия инициативная группа «Уфа на берегу» в сентябре 2020 года озадачилась проблемой «оживления». В октябре сообщество запустило онлайн-опрос среди горожан. Основными запросами от жителей стали создание инфраструктуры, озеленение, транспортная доступность и понятная система организации мероприятий.

«У набережной есть огромный потенциал. Благодаря особенностям местности она по праву может стать лучшей в России. И наша задача сейчас – вдохнуть в неё  жизнь, наполнить её смыслами, чтобы она стала местом притяжения жителей и гостей Уфы», – сказал тогда Хабиров.

В декабре 2020 года состоялись две рабочие встречи, на которых присутствовали инициативная группа, представители власти и бизнесмен-ресторатор, президент группы «Даско» Александр Антонов, которого привлекли к развитию объекта. На нём до сентября 2021 года должны были появиться рестораны, развлекательные центры, а также спортивные и детские площадки. Однако, как мы видим, ничего, за редким исключением, там так и нет.

Получить комментарий Александра Антонова не удалось.

По словам сооснователя Института развития городов Башкортостана Александры Катасоновой, основными причинами, почему в первую очередь ресторанный бизнес масштабно не идёт на набережную, являются специфика её расположения и фактор сезонности.

«На первых двух уровнях, где есть место для более-менее крупного объекта, его трудно расположить. Для предпринимателя это риск, ведь во время подъёма воды заведение затопит и потребуется ремонт. Самое безопасное место размещения – верхний уровень, но там не очень много пространства.  Вторая проблема – сезонность. Гораздо больше людей приходит сюда в летнее время, а бизнесу выгодно, когда поток людей в течение года стабилен», – сказала Александра Катасонова.

В Самаре и Казани набережные расположены иначе, нет такого рельефа, который затрудняет доступ к ним, продолжает специалист. Они более интегрированы в застройку и обслуживают активный транзитный поток пешеходов, велосипедистов и пассажиров транспорта.

«В Уфе спуск сейчас в основном на авто. Пешком и на велосипеде – сложнее. Это также создаёт сложности с парковкой, а стационарным объектам нужны зоны разгрузки и свои места для машин», – подытожила сооснователь Института развития городов Башкортостана.

Зампредседателя Общественной палаты Башкирии Рамиль Рахимов отметил, что основной проблемой для бизнеса стала проблема с коммуникациями. Для их подключения придётся долбить бетон, а это по меньшей мере затратно.

Местами у Белой всех же красиво. Фото: АиФ/ Дмитрий Саламатин

Очередное «начало пути»

Сегодня территория объекта востребована уфимцами локально, в основном в районе окончания спуска от Конгресс-холла «Торатау». Здесь сосредоточены точки фастфуда, находится амфитеатр и ряд других объектов. В остальных местах, за исключением, пожалуй, Монумента Дружбы, люди занимаются бегом.

На пресс-конференции в начале июня 2022 года мэр Уфы Ратмир Мавлиев назвал набережную прекрасной площадкой, но отметил, что её надо наполнять событиями и мероприятиями.

«Я считаю, что это начало пути. Из первоначального состояния гидротехнического сооружения теперь там надо делать комфортную площадку. Сейчас достаточно много планов. Есть дорожная карта, её будем придерживаться и стараться развивать. Потому что огромный бюджет был потрачен», – сказал Ратмир Мавлиев.

О сроках глава администрации города умолчал. Уточнить информацию у его подчиненных в мэрии не удалось. Курирующий этот вопрос вице-мэр Дамир Галиуллин в течение месяца так и не смог ответить на официальный запрос о том, что власти собираются делать с набережной в ближайшем будущем.

В правительстве республики сообщали о планах строительства на берегу Белой эко-отеля. Проект предполагает возведение глэмпингов. Территория будет оборудована пляжной зоной, детской площадкой и объектами для активного отдыха. Кроме того, посетителям будут доступны прогулки на сапбордах, квадроциклах, экскурсии по Белой на катерах и другие развлечения на воде.

Пока объект удобен для катания на самокатах, велосипедах, а также для бега. Фото: АиФ

Убирают «более девяти человек»

Недовольство горожан вызывает мусор и переполненные урны у реки. Хотя, по словам начальника участка специализированного управления по ремонту и содержанию искусственных сооружений Ильдара Уразбахтина, на всей территории объекта уборка проводится ежедневно с 7:30.

«В местах массовой прогулки и отдыха людей бывают случаи, что урны наполняются, но данный вопрос без внимания не оставляем. Стараемся своевременно реагировать и принимать соответствующие меры. Ежедневно задействованы более девяти человек, а также коммунальная техника для механизированной уборки тротуарной и проезжей части», – рассказал он.

Он отметил, что финансирование на эти цели выделяется согласно муниципальному заданию. Деньги распределены по всем статьям работ.

«Для "оживления" набережной необходимо синхронизация всей территории, но это невозможно без единого управления, – резюмирует урбанист Артур Рахметов. – Нужна дирекция, которая будет отвечать за стратегическое развитие: озеленение территории, транспортную доступность, наполнение событиями, строительство спортивной и детской площадок, восстановление речного пароходства и т.д. Но как мы видим, закрываются лишь тактические задачи на отдельных участках, которые дают временный эффект».