Ждать несколько лет. Когда в Башкирии будут мосты на месте смертельных ЧП

Этим летом много мостов пострадало от разлива рек после проливных дождей. © / freepik.com

Пока из-за ремонта Шакшинского моста уфимцы стоят в многокилометровых пробках на Восточном выезде, ищут «альтернативные» пути объезда и на чём свет стоит ругают власть, жители других городов и районов Башкирии не скрывают зависти: они готовы были бы и потерпеть немного, лишь бы мосты у них были в принципе! На ветхих объектах уже были смертельные случаи. Взялись ли власти за решение проблемы, выяснял «АиФ-Башкортостан».

   
   

Кто построит?

На отсутствие либо их аварийное состояние мостов сельчане, особенно жители отдалённых населённых пунктов жалуются регулярно. Для многих из них это вопрос буквально жизни и смерти: мало того что в чрезвычайных ситуациях отсутствие сообщения между берегами отрезает их от внешнего мира, так ещё и становится причиной настоящих трагедий.

Одна из них произошла в ноябре 2023 года в деревне Азнагулово Белорецкого района: с подвесного пешеходного моста, не рассчитанного на проезд транспорта, в реку упала машина, в которой находились три человека. 41-летняя водительница (за полгода до этого её лишили прав) не справилась с управлением. В результате сама женщина, её пятилетний сын и семилетняя дочь погибли.

Когда власти огородили подходы к мосту бетонными блоками, жители начали жаловаться, что их лишили единственного выезда из населённого пункта, и теперь в случае чрезвычайной ситуации к ним не доберутся экстренные службы. Сельчане написали главе региона, что местные власти постоянно откладывают строительство автомобильного моста (предыдущий смыло паводком).

«Деньги из республиканского бюджета в предыдущие годы выделяли дважды, - прокомментировал глава Белорецкого района Андрей Иванюта. - Администрация объявляла конкурс на определение подрядчика строительства, но никто на выделенную сумму не заявился. В этом году мы попросили республику увеличить финансирование». 

Как следует из сайта госзакупок, в 2021 г. власти готовы были заплатить подрядчику 54 млн руб., в 2022 г. – 62 млн. В ноябре 2023 г. сумму увеличили до 95 млн.

Очередные торги объявили в конце июня, но, по информации с сайта Госзакупок, до их окончания, 4 июля, желающих строить мост в Азнагулово так и не нашлось. 

   
   

Ледяное безмолвие

В январе этого года на реке Белой у Бирска случилась трагедия: на ледовой переправе затонула 30-тонная фура, за рулём которой был житель Красноярского края. Водитель грубо нарушил правила проезда по ледовым переправам, превысив максимально допустимый вес - три тонны.

После ЧП переправу закрыли, фуру и тело водителя достали через несколько дней.

Горожане в очередной раз выставили властям города требование – добиться строительства стационарного моста. По их словам, он здесь крайне необходим: трагедии на переправе происходят ежегодно.

«Строительство стационарного моста через реку Белую в Бирске рассматривается в рамках строительства автомобильной дороги от М-7 Волга до а/д Уфа-Бирск-Янаул в Кушнаренковском и Бирском районах, - сообщили в пресс-службе администрации Бирского района. - Данную дорогу предполагают построить в два этапа. В составе первого - строительство моста общей длиной 999,9 метров и участка дороги протяженностью 9 км».

По данным администрации, минтранс России планирует начало реализации проекта в 2027 году. Готовый проект прошёл госэкспертизу.

Топит и смывает

Проблему аварийности и отсутствия мостов усугубляют природные катаклизмы. Ещё с 2022 г. жители деревни Купербаш Краснокамского района жаловались в соцсетях главе Башкирии, что из-за частичного разрушения боковых ограждений и угрозы полного обвала проезд по основному мосту через реку Кельтей может быть опасен. В октябре 2023 г. его закрыли на реконструкцию, на этот срок движение по нему закрыли для всех видов транспорта. А весной под напором паводка смыло потоком мостовой переход через Кельтей. Дорогу Нефтекамск-Дюртюли сразу перекрыли, движение по временному мосту восстановили только через неделю.

Этим летом после проливных дождей и сброса водохранилищ реки в ряде районов вышли из берегов, оставив под водой придомовые территории, размытые дороги и мосты. 

По данным госкомитета по ЧС, наибольший подъём уровня воды зафиксирован на Инзере и Юрюзани (1,8-2 метра и более). Вследствие этого частично утратил несущую способность мост в д. Терменево Салаватского района. А из-за затопления временного мостового перехода на реке Сикияз в с. Баш-Ильчикеево пришлось закрыть проезд маршруткам и грузовикам - для легковушек и машин оперативных служб оставили открытым основной мост.

В Бижбулякском районе после ливня смыло мост в селе Тулубаево, аналогичная угроза возникла в Белорецком районе, на реке Реветь.

В октябре 2023 г. уфимец написал в соцсетях Радия Хабирова о длительном бездействии властей по поводу частичного обрушения моста через Дёму, соединяющего город Давлеканово и село Толбазы. «Функционирует только одна полоса. Если и там что произойдёт, движение заблокируется», - сообщил мужчина. На сегодня, по его словам, сооружение привели в надлежащее состояние.

Опасаются ездить по старому деревянному мосту через реку Манаир и жители деревни Нукатово Белорецкого района. «Легковые не могут проезжать, с трудом и страхом проезжают только смелые», - рассказала местная жительница.

Представитель Управления дорожного хозяйства Зинфира Барыева сообщила, что «коллеги из профильных отделов готовят дефектную ведомость для включения объекта в план работ по восстановлению». По срокам пообещали дать ответ до 1 августа.

По данным минтранса, всего в ведении Башкирии - больше тысячи мостов, расположенных на дорогах регионального и межмуниципального значения. В 2024 г. планируется отремонтировать более 1 тыс. километров дорог и привести в нормативное состояние 8 мостов общей протяженностью 566 погонных метров. 

Ранее власти обещали к 2028 г. привести в порядок все 127 аварийных мостов в республике.