Сила инженерной мысли. Туймазинский нефтяник – о вечном двигателе экономики

Гендиректор Нурфаяз Габдрахманов. © / Рина Гильманова / АиФ

«ТуймазыНИПИнефть» - это молодое туймазинское предприятие, зарекомендовавшее себя в соседних регионах. А в Башкирии, где исправно платит все налоги и сборы в бюджеты трёх уровней, работать только планирует. О проблемах и перспективах наш разговор с гендиректором предприятия Нурфаязом Габдрахмановым.

   
   

Спасли от ликвидации

Айгуль Нургалеева, «АиФ-Башкортостан»: Нурфаяз Хабибрахманович, за заслуги перед Башкирией вас наградили медалью «100 лет образования РБ». Как  вы сами оцениваете свой вклад?

Нурфаяз Габдрахманов: Я благодарен новому главе республики Радию Хабирову за высокую оценку моей работы. 43 года жизни я отдал НГДУ «Туймазанефть», и всё это время вместе с коллективом работал на результат, не ожидая наград и признаний. В 1972 году устроился в управление оператором 3-го разряда по подготовке скважин к капитальному ремонту, одновременно поступил учиться в Октябрьский филиал Уфимского нефтяного института. Потом стал мастером цеха капремонта скважин, затем, после окончания института в 1978 г. – замначальника этого цеха. Десять лет работал начальником цеха капремонта скважин, где трудились около 700 человек.

К моменту назначения главным инженером, в 1994 году добыча по предприятию снизилась с 15 млн тонн до 850 тысяч тонн, сделав его неконкурентоспособным, с высокими себестоимостью и обводнённостью сырья. Фактически дело шло к ликвидации управления и слиянии его с другими. Тогда было 19 цехов, работали 3,5 тысячи человек. Мне предстояло остановить падение добычи и сделать нефтегазодобывающее управление конкурентоспособным.

Ясно-Полянское месторождение, Ташлинский район, Оренбургская область. Фото: "ТуймазыНИПИнефть"

Анализ показал, что мы ежедневно занимались ликвидацией аварий. Необходимо было обновить оборудование. Тогда полностью пересмотрели четыре системы: добычи, сбора, подготовки нефти и закачки. Так, из 36 блочных кустовых насосных станций оставили шесть, из семи установок по подготовке нефти – две. В короткие сроки и при малом финансировании на всех участках провели реконструкцию, в том числе на семи месторождениях в Давлекановском районе. Добились снижения обводнённости, построив для этого три установки по сбросу попутно добываемой воды. Самое главное – не сократили ни одного работника. В 1999 году управление вышло на рентабельность, меня назначили начальником НГДУ.

– Чем запомнился тот период?

– Годовую добычу нефти довели до миллиона тонн и удерживали этот показатель пять лет. Словом, в те годы мы сработали на будущее. Считаю, инженерная мысль двигала всем рабочим процессом. В 1996 году защитил кандидатскую, через пять лет – докторскую диссертацию по теме, связанной с проблемами позднего периода разработки Туймазинского месторождения. Моему примеру последовали ещё пятеро специалистов управления, защитив кандидатские. Работали в тесной связке с двумя институтами – «БашНИПИнефть» (директор Марат Давлетович Валеев, заместитель по науке Евгений Валентинович Лозин) и «Башнефтепроект». Большую поддержку оказали АНК «Башнефть» (гендиректор Ампир Шайбакович Сыртланов), все её подразделения.

   
   
На скважине в Оренбургской области кипит работа. Фото: АиФ/ Рина Гильманова

Большое спасибо хочется сказать тем профессионалам, с которыми вместе  преодолел трудности и решал задачи: Юрию Васильевичу Королькову, Алексею Николаевичу Шмелёву, Фазылу Муфазаловичу Якупову, Тагиру Сафуановичу Галиуллину, Вячеславу Петровичу Соболеву, Владимиру Викторовичу Семавину, Виктору Васильевичу Кривошееву, Виктору Петровичу Литвиненко.

Новая точка роста

– В 2006 году из-за реорганизации и передела нефтяной отрасли вы остались без работы, будучи в 2001-2002 гг. председателем совета директоров «Башнефти», депутатом Госсобрания второго и третьего созывов. Трудно было решиться начать всё с нуля?

– Тогда многие начальники управлений, отдавшие много сил и энергии развитию нефтянки, оказались незаслуженно забыты: Борис Густов, Фануз Исламов, Флюр Хатмуллин, Ринат Туктеев, Владимир Мерзляков и др. Мне тогда было 58 лет – полон энергии, инженерных идей, свыше 60 изобретений, 57 научных статей, по моим книгам обучаются студенты нефтяного университета. В 2008 году собрал команду единомышленников, также с учёными степенями и опытом, и организовал предприятие по капитальному ремонту нефтяных скважин. Ведь в этом деле я досконально разбираюсь.

В цехе производства нестандартного оборудования. Фото: АиФ/ Рина Гильманова

Создали 260 рабочих мест, начинали с трёх бригад. Сейчас работает более 400 человек. Выкупили брошенную базу и привели её в порядок. Уже построены первые корпуса. Вскоре коллектив переедет в новое здание. На очереди реконструкция старых помещений. В плане - застроить территорию новыми цехами, укомплектовать современными станками, увеличить обороты. Сегодня восемь бригад двухнедельными вахтами работают на нефтяных месторождениях в Удмуртии, Оренбургской области и Татарстане. К сожалению, мы до сих пор не работаем в Башкирии, где имеется огромная потребность в наших услугах. Зарплата выше среднереспубликанской, платим дважды в месяц, полный соцпакет, вместе проводим праздники, премируем лучших специалистов. К сожалению, проводить спортивные мероприятия не получается – рабочие постоянно в разъездах, собрать их вместе трудно.

– Какие перспективы видите?

– Они всегда есть, в первую очередь здесь, в Башкирии. Участвуем в тендерах. К нам обращаются многие. Мы не стоим на месте, будем развиваться. Освоили производство нестандартного оборудования для нефтяной промышленности – за это отдельное направление отвечает мой заместитель и бывший главный механик «Башнефти» Ринат Ахметгалиев. Это 50-кубовые ёмкости на шасси, современные передвижные вагон-дома на шасси, инструментальные тележки. Готовим их в основном для бригад капремонта скважин.

Вагон-дом готов к выезду. Фото: АиФ/ Рина Гильманова

Выполняем сверхсложный ремонт в Оренбурге – на очень глубоких скважинах – до 5 тысяч метров. В таких сложных условиях с агрессивной средой сегодня работают три бригады. Готовим сейчас четвёртую. Кроме подъёмника, вся техника собственного изготовления – и вагончик для проживания, и инструментальная тележка, и рабочая площадка – словом, всё необходимое для организации процесса. Подъёмник покупаем на заводе «ЕлАЗ» в Татарстане, 80- и 100-тонные установки. В Удмуртии, где глубина небольшая, работаем на 40-тонных.

50-кубовые емкости на шасси. Фото: АиФ/ Рина Гильманова

Осуществляем ремонт техники для работы на месторождениях. Построен цех металлоконструкций. Создали конструкторскую группу, которая проектирует оборудование по техзаданиям заказчиков. Есть мечта – производить спутники для замера добывающей жидкости. Наши конструкторы разработали установку для замера газового фактора на небольших месторождениях. Две уже изготовили для «Татнефти», в настоящее время они проходят опытные промышленные испытания. Спрос есть. Будем производить их и дальше. Жёсткие экологические требования соблюдаем неукоснительно, поскольку работаем на месторождениях заказчика. Кроме того, пять лет назад открыли цех по производству резиновой плитки – из крошки, произведённой из отработанных автомобильных шин. Покрыли ими детские площадки в г. Октябрьском. Но импортные материалы из Германии, Японии и скачки валюты удорожают производство, себестоимость высокая. Для среднего покупателя плитка получается дорогой.

Нужны кадры

– Какие проблемы мешают развитию предприятия?

– Главная – не хватает опытных кадров: бурильщиков, сварщиков, мастеров по ремонту скважин, машинистов, водителей, инженеров. Потому средний возраст коллектива – 45 лет, есть и работающие пенсионеры. Профтехучилищ нет, подготовкой рабочих никто не занимается. Население отучили работать. Я 10 лет преподаю в Октябрьском филиале УГНТУ, вижу, что у студентов есть желание стать профессионалами. Но, поскольку предприятия носят закрытый характер, им трудно собирать материал. Сейчас у нас проходят практику студенты из колледжа и института. Пятеро моих аспирантов уже работают в нефтянке. Рад, что моё дело продолжают не только дочь Лариса с зятем Александром (тоже кандидаты наук), но и их дети. Внучка Алина учится на 4-м курсе УГАТУ, внук Динислам поступил в нефтяной класс 22-й школы г. Октябрьского, ряд занятий будет проходить в институте. Считаю, новое руководство «Башнефти» ведёт правильную профориентационную работу. Студенты должны знать, чем пахнет нефть, что такое скважины.

Предприятие выкупило брошенную базу и построило новые корпуса. Фото: АиФ/ Рина Гильманова

Ещё один вопрос, тормозящий развитие, – мало внимания уделяют малому и среднему бизнесу. Варимся в собственном соку – господдержка нулевая. Проверки контролирующих органов проходят ежегодно, при этом нет никаких налоговых льгот.

Проблема, которую мы часто обсуждаем на встречах с коллегами, – небольшая пенсия заслуженных нефтяников, чей стаж перевалил за 40 лет. Ведь вся она уходит на лекарства и коммуналку. Сегодня ново-испечённым пенсионерам при уходе на заслуженный отдых назначают так называемую корпоративную выплату. Но основной массе ветеранов, действительно её заслуживших, она не положена. На мой взгляд, это несправедливо, и вопрос требует решения. Радует, что нынешнее руководство компании повернулось лицом к ветеранам. Обновлённый совет ветеранов во главе с Николаем Волочковым, Энгелем Зайнетдиновым и Евгением Лозиным проводит серьёзную работу по решению многих волнующих нас проблем.

В цехе производства шасси для транспорта. Фото: АиФ/ Рина Гильманова

– У вас семейная династия. Вы и сами из этой среды?

– Нет, я родился в многодетной семье колхозника в деревне Мулла-Камыш Туймазинского района. Из девяти детей был пятым ребёнком. Вырос среди нефтяных вышек, поэтому вопрос, кем быть, был определён ещё в детстве. О своей малой родине не забываю. Недавно, например, глава сельского поселения обратился за помощью в установке памятника фронтовикам-односельчанам, в расширении территории местного кладбища.

Поздравление гендиректора с юбилеем республики

Гендиректор Нурфаяз Габдрахманов на месторождении в Оренбургской области. Фото: "ТуймазыНИПИнефть"«

«От имени всего коллектива поздравляю с юбилеем республики её руководителя, желаю ему успехов в нелёгком труде! А также всех наших партнёров-заказчиков, ветеранов отрасли. И желаю крепкого здоровья и успехов во всех делах!»