Рулевые Уфы. Кто руководил городом за последний век

Большую часть XX века первым лицом в городе был председатель горисполкома. © / Уфа 450 (Официально)

Со времени основания в 1574 году и до Октябрьской революции Уфой руководили: воевода, вице-губернатор, бурмистр, ратман, наместник, губернатор, городской голова. 31 января 1918 г. Уфимская городская дума была ликвидирована, а в октябре 1919 г. прошли выборы в Уфимский городской Совет и горисполком, во главе которых стоял председатель. Всего за советский период этот пост занимали 35 человек.

   
   

Между революциями и войнами

Первым председателем стал Лазарь Аграновский, но вскоре его сменил Филипп Першин. Всего же до начала эпохи индустриализации в кресле главы города отметились около 10 человек. Имена первых из них сегодня уже не на слуху. Между тем тогда, в 20-е годы они решали задачу огромной сложности – восстанавливали разрушенные гражданской войной промышленность, транспорт, коммунальное хозяйство, взорванные колчаковцами мосты через Белую и Уфимку. К началу 1925 г. крупнейшие объекты в основном были восстановлены.

Интересно, что в уфимском горсовете был и почетный председатель: 4 августа 1921 г. им был избран всесоюзный староста Михаил Иванович Калинин – в те дни он посетил Башкирию, чтобы узнать нужды и заботы трудящихся.

В последующий период ротация руководителей была ещё более высокой – это объяснялось частыми отставками, а позже – и репрессиями. В 1934-1937 годах председателем горисполкома и горсовета был Николай Толстой. Это был период активной жилой и социальной застройки:  в Уфе появились здания Совнаркома (Совета министров), Башсоюза, Башкирского мединститута, возводились больницы, поликлиники, учебные заведения. А вблизи Уфы, вокруг новых заводов возникла целая промышленная зона (в 1944-1956 г. - отдельный город Черниковск).

Среди руководителей последующего периода стоит особо выделить Марвана Янгирова. В годы Великой Отечественной войны ему досталась сверхсложная задача: принять и разместить огромное число эвакуированных предприятий, расселить прибывших с ними людей. Неспроста в 1945-м М. Янгирова наградили медалью «За победу над Германией», которую вручали исключительно участникам боевых действий. В 1953 г. Марван Янгирович стал первым секретарём горкома КПСС, проработав в этой должности до 1963 года. Именно он выступил инициатором строительства 10-километровой улицы, соединившей Уфу и Черниковск (проспекта Октября), а также строительства на нём здания нового горсовета с прилегающей площадью, позже ставшей главной в городе.

Новые задачи

В 1946-1950, в бытность градоначальником Антона Кравцова в Уфе было введено в строй почти 21 тыс. кв. метров жилья, началось строительство кинотеатра «Родина», на аллее у оперного театра был установлен бюст А.С. Пушкина. А летом 1949 г. был утверждён новый генплан реконструкции и развития Уфы, по которому, в частности, предполагалось организовать троллейбусное движение и втрое увеличить протяжённость трамвайных линий, убрав их при этом с улицы Ленина.

В марте 1950 г. во главе горисполкома встал Николай Капустин. Тот период ознаменован заметными событиями: в июне 1953 г. в Уфу пришёл бытовой газ, началось строительство постоянного моста через Белую, открыты кинотеатр «Родина» и детская железная дорога в парке им. И. Якутова, из Ленинграда доставлен и установлен памятник Александру Матросову. В мае 1955 г. в квартирах уфимцев (пока что немногих) зажглись голубые экраны.

   
   

Правление Ильи Бабуркина, работавшего всего ничего – с марта по июль 1956-го - памятно уфимцам больше по печальному поводу: именно при Бабуркине было взорвано старейшее здание Уфы, памятник архитектуры XVI века Троицкая церковь. На самом деле за этим решением стоял первый секретарь обкома партии Семён Игнатьев, а Бабуркина виновным только «назначили»: ещё за пять лет до этого важная комиссия не рекомендовала восстанавливать признанную памятником церковь по причине «небольшой значимости как архитектурно-художественного и исторического памятника».

24 июля 1956 г. Уфа и Черниковск были объединены, и во главе горисполкома встал бывший рыбинский комсомольский вожак и черниковский партийно-советский работник Потап Попков. С ним связано много заметных городских событий, большинство из которых, правда, начиналось в эпоху предшественников: в 1956 г. открыт постоянный мост на Оренбургской переправе, в 1958-м – Дворец пионеров и клуб строителей им. 40-летия ВЛКСМ. С 1959-го началась эра крупнопанельного домостроения и  заработала Уфимская студия телевидения.

При Анатолии Толмачёве (возглавлял горисполком с 3 марта 1960 г. по 22 марта 1961 г.) открыт мост через реку Дёму и установлен памятник В. Маяковскому в одноимённом сквере, начато строительство троллейбусного депо на ул. Революционной и кинотеатра на площади у здания горсовета, впоследствии получившего имя Ю. Гагарина.

В марте 1961 г. в Уфе началась «эпоха Воронинского», которую без преувеличения можно назвать легендарной. С подачи и при поддержке нового предисполкома Сергея Воронинского в Уфе строились и расширялись крупнейшие предприятия: приборостроительный завод, РТИ, «Гидравлика», нефтеперерабатывающие заводы. Интенсивно строилось жилье, социальные и культурные объекты, медицинские и общеобразовательные учреждения, объекты городской инфраструктуры. Уроженец Подмосковья, Воронинский, тем не менее, глубоко проникся уфимской историей и очень дорожил ею. Именно он спас Непейцевский дендропарк от вырубки и застройки. «Эпоха Воронинского» продлилась до 1969 года.

Последним председателем исполкома советского периода был Михаил Зайцев, который в 1992 году стал и первым уфимским мэром. Это было сложное время революционных перемен в экономике, обществе, управлении. На этот период выпала и печально знаменитая фенольная катастрофа. Зайцев смог погасить народный гнев и умело разрулить ситуацию, а позже выбить средства на реконструкцию старых и строительство новых очистных сооружений на городских водозаборах. Михаил Алексеевич был в числе инициаторов проектов набережной р. Белой, Восточного выезда, проспекта Салавата Юлаева, которые были реализованы позже. В то же время уфимцы по сей день не простили ему снос уникального деревянного театра в парке С.Т. Аксакова.

Боролись с вывесками и одуванчиками

В 1995 г. преемником М. Зайцева стал Фидус Ямалтдинов - городскую администрацию он возглавлял до 2000 года. Горожанам он запомнился, прежде всего, введением бесплатного проезда на городском общественном транспорте. В тот же период начался пока не массовый, но уже заметный процесс сноса исторических зданий.

Его «дело» подхватил Рауф Нугуманов. Именно в его «мэрство» в центре Уфы был снесён и отдан под элитную застройку мемориал на ул. Крупской – образец типичной уфимской улочки начала ХХ века. Нугуманову принадлежит и лидерство по числу снесённых в угоду застройщику объектов культурного наследия. На эпоху его правления выпали также расцвет точечной застройки, разгул частников-маршруточников и отмена бесплатного проезда в городском транспорте.

Павел Качкаев, руливший Уфой в 2003-2011 годах, был грамотным специалистом в коммунальной отрасли, чьи заслуги в этой сфере нельзя отрицать. Но не меньше запомнилось горожанам его решение разобрать трамвайные пути на проспекте Октября (незадолго до этого уложенные по дорогостоящей технологии). Именно в период работы Качкаева в Уфе пышно расцвела точечная застройка, началось расширение улиц за счёт «урезания» тротуаров, так и не давшее ожидаемого эффекта. Кроме того, Павел Рюрикович запомнился уфимцам как борец с одуванчиками.

Его преемник Ирек Ялалов, занимавший кресло мэра в 2011-2018 годах, «взял выше» – объявил борьбу старым деревьям в историческом центре, за что горожане окрестили его «дендрофобом». Одновременно Ялалов пытался отменить практику точечной застройки (и это ему почти удалось), а также избавить Уфу от железных гаражей, ставших прибежищем бомжей и криминала. Во многом его заслугой считается привлечение в Уфу форумов ШОС и БРИКС, в рамках подготовки к которым построен ряд крупных объектов. И уж точно не забудут уфимцы Иреку Ишмухаметовичу его самопрезентацию зарубежному гостю, ставшую настоящим мэмом: «Мэр я, мэр».

Сменивший Ялалова Ульфат Мустафин с первых дней заявил о себе как борец с вагончиками стритфуда, «неэстетичными» вывесками и фасадами. При Мустафине были открыты сквер «Дубки», парк «Первомайский», началась реконструкция улиц Комсомольской и 8 Марта, заработал долгожданный музей истории Уфы. Журналистам же он запомнился как самый закрытый из мэров, отменивший пресс-конференции с участием СМИ.