Путь соды в Башкирии. Как создавался город большой химии

Ровно 75 лет назад, в марте  1945 года, в городе Стерлитамаке было запущено производство каустической соды. Это событие положило начало истории не только крупного промышленного предприятия, но и Стерлитамака как города большой химии, и задало вектор дальнейшего развития всего юга Башкирии. 

   
   

От цеха до завода

Строительство завода было начато в первый год войны. Уже в сентябре 1941 года по распоряжению Наркомата химической промышленности в Стерлитамак пошли вагоны с оборудованием содовых заводов, эвакуированных из Донецка и Славянска. Правда, после освобождения Украины оно вернулось назад, однако это не помешало цеху №1 выдать первую продукцию в запланированный срок. Цех проработал вплоть до 1976 года и был закрыт в связи с сильным износом, а производство каустической соды продолжилось на стерлитамакском объединении «Каустик». В 2013 году вместе с «Содой» оно вошло в состав «Башкирской содовой компании».

Стерлитамакский содовый завод. Середина 1960-х годов. Фото: БСК

После войны страна остро нуждалась и в другом виде соды – кальцинированной, без которой было нельзя восстановить стекольное производство. Поэтому сразу же после пуска первого производства началось строительство цехов, где должна была производиться кальцинированная сода. Часть оборудования для нового производства в 1946-1947 гг. в рамках репараций поступило из Германии с завода «Дойче Сольвэ верке»  (г. Бернбург).

Уже в 1950 году на строительстве содового завода трудилось свыше 6000 человек. В ноябре 1951 года были получены первые тонны стерлитамакской кальцинированной соды. В семидесятые годы производственное объединение «Сода» стало крупнейшим производителем кальцинированной соды в мире. А в 1986 году на предприятии был установлен абсолютный рекорд по выпуску этого стратегического продукта. В тот год в Стерлитамаке выпустили свыше 2 миллионов тонн кальцинированной соды.

Между небом и землей

Легендарная «канатка» вот уже на протяжении 68 лет исправно доставляет сырье на содовое производство. Воздушный способ доставки был предложен в 1949 году начальником дробильно-сортировочной фабрики Василием Меренковым. Предложение Василия Максимовича буквально спасло завод, ведь до 1951 года месторождение известняка и содовый завод соединяла узкоколейная железная дорога. Серьезным препятствием на пути была Белая - мосты через реку были деревянные, и каждый год их сносило половодье. Идея воздушно-канатной дороги была подсмотрена Меренковым у китайцев. Ещё в довоенные годы он побывал в Поднебесной и увидел, что китайцы перемещают грузы при помощи канатных дорог. Первые вагонетки отправились в путь 3 ноября 1951 года.

Легендарная «канатка».  Фото: БСК

Интересный факт
Стерлитамакская подвесная канатная дорога - это три линии кольцевого типа, две из которых - общей протяженностью 12,5 км, ведут на «Соду». Вес пустой вагонетки составляет 600 кг, она перевозит 1500 кг камня. Раз в неделю канаты, вагоны и другое технологическое оборудование, в том числе предохранительный мост, который идёт вдоль всей «канатки», проходят строгую техническую проверку.

Всё дело в рассоле

Череда вагонеток движется к производственным цехам с востока, а с юга к ним по трубопроводам течет рассол. Цех №13 - Рассолопромысел – горнорудный участок «Башкирской содовой компании», который ведет подземную разработку каменной соли. Именно близость Яр-Бишкадакского месторождения предопределила строительство в Стерлитамаке крупных химических производств.

   
   

Яр-Бишкадакское месторождение каменной соли, являющееся крупнейшим в Европе, уникально не только своими размерами. Главное - здесь получают рассол практически без примесей.

Строительство цеха началось в 1949 году, а первая продукция была получена уже в мае 1950-го. Суммарный объем добытого рассола за годы эксплуатации месторождения с 1950 по 2019-й составляет 607 миллионов кубометров. Ежегодно по трем рассолопроводам протяженностью 25 километров перекачивается более 9 миллионов кубометров сырья.

«С пуском цеха долго отрабатывалась технология добычи рассола, так как мы были первыми в СССР, - рассказывает заместитель начальника цеха Андрей Окружнов. – На сегодняшний день пробурено около 100 скважин. Планы на будущее грандиозные, и в перспективе должно начаться строительство новой нитки рассолопровода».

Само содовое производство – это огромный комплекс, который каждый день выдает десятки тысяч тонн готовой продукции. В нем задействованы сотни технологических процессов. Один из них – обжиг шихты (известняка с добавлением топлива) в огромных известковых печах. Известняк здесь проходит несколько стадий обжига, прежде чем, будет получен продукт для дальнейшей работы.

Несмотря на свои громадные размеры содовое производство постоянно модернизируется: меняется колонное оборудование, ленточные конвейеры, автоматизируются технологические процессы, улучшается система безопасности и условия труда. К примеру, благодаря реконструкции только в отделении КД-3 цеха №66 производственная мощность выросла более чем на 40 %.

Та самая пачка

В 1967 году в производственном объединении «Сода» открылась линия по производству третьего вида соды – пищевой (очищенного бикарбоната натрия). Именно благодаря этому виду продукции о стерлитамакской соде узнали во всем СССР, а затем и в мире. Кстати, знаменитая желто-оранжевая пачка недавно была признана в Великобритании самым удачным брендом, созданным в СССР в области промышленного дизайна.

Фото: БСК

Сегодня отделение очищенного бикарбоната натрия (ОБН) - одно из самых современных производств в компании. Здесь идет крупномасштабная модернизация: были запущены новые линии упаковки в FFS-мешки и пачки.

В 2019 году стерлитамакские содовики выпустили почти 1,8 млн тонн кальцинированной соды и 157 тыс. тонн пищевой. На сегодняшний день «Башкирская содовая компания» (БСК) осуществляет экспорт своей продукции в 50 стран мира.

Чтобы попасть к потребителям, соде приходится пройти долгий и непростой путь. Сотни людей, работающих в БСК, делают всё, чтобы на этом маршруте не возникало никаких препятствий.

Смотрите также: