В Башкирии в последние годы появились частные дома престарелых, но условия содержания постояльцев в них порой не выдерживают никакой критики. Внимание к проблеме привлек произошедший недавно скандал в частном пансионате «Моя семья». Выяснилось, что там, где пенсионерам должны обеспечить уход и внимание, они иногда живут хуже, чем в одиночестве. Мы вспомнили самые громкие случаи и попытались понять, почему так происходит.
Как в ночлежке
Измождённые полураздетые старики, лежащие на голых матрасах, а то и на незастеленных кроватях – шокирующие фото такого содержания в октябре 2020 года взорвали соцсети. Выяснилось, что сделаны они в частном пансионате для пожилых людей в посёлке 8 марта под Уфой. Автор снимков – бывшая сотрудница учреждения – сообщила, что стариков здесь почти не кормят, унижают, ругают матом, а к некоторым применяют физическое насилие. Позже выяснилось, что ещё в июле одну из постоялиц сын «эвакуировал» из пансионата с синяками на лице и шее. Другого обитателя богадельни, по рассказам его дочери, не кормили и лишали необходимого медицинского сопровождения. А в середине октября новое ЧП: при попытке побега через окно погиб 81-летний мужчина.
«В одной комнате размещены 9 человек, лежачие и ходячие вместе. На улице жара, но окна заперты, духота, вонь невыносимая. Сами бабушки жалуются на условия, говорят, гулять не выводят, кормят отвратительно. В соседней комнате мужчины вообще были заперты с наружной стороны, один дед сильно стучался, персонал только ругался», – пишет о «Моей семье» уфимка на сайте-отзовике.
Депутаты Госсобрания, посетившие пансионат, заключили, что условия здесь напоминают ночлежку: «Не хватает элементарных вещей – туалетов, душевых, повсюду стоит тяжёлый запах неухоженности и немытости». «Освенцимом» назвала заведение министр семьи, труда и соцзащиты Ленара Иванова: «Ухода нет, а лежали с болевым синдромом. Плохие условия, нет личных вещей, голые кровати. Обнаружены нарушения возможных и невозможных норм, СанПиНов, доступной среды – нечеловеческие условия».
Прокурорская проверка выявила грубые нарушения санитарных и противопожарных норм. Решением суда деятельность заведения приостановлена, постояльцы помещены в государственные соцучреждения.
На то вы и медики!
Между тем многие посетители сайта-отзовика оценили качество услуг в «Моей семье» положительно. «Уход и присмотр постоянный, отношение хорошее. Это видно хотя бы как по-дружески общаются постояльцы с сиделками. Питание хорошее, достаточное, чисто, гуляют по два раза в день. Даже фотоотчёты почти каждый день присылают на ватсап. Цена самая низкая, которую удалось найти», – пишет уфимец Олег. Некоторые оправдывают суровые порядки тяжёлым характером больных стариков. «Легко осуждать, больные деменцией могут по 100 раз на дню раздеваться-одеваться, они живут в другом измерении, это болезнь и не каждый готов психологически ухаживать за такими больными». «У свекрови болезнь Альцгеймера была. Мы её в комнате закрывали, потому что она такое творила... Они на матрасах спят, потому что всё рвут: одежду, постельное бельё, шторы. Так что если нет возможности выделить комнату, люди и отдают в пансионаты», – высказались пользователи соцсетей.
«Старики, конечно, всякие бывают, старость и болезни, как известно, никого не красят, но на то и квалификация персонала таких заведений, чтобы несмотря на физическую дряхлость и проблемы с психикой постояльцы были одеты, обуты, у них было чистое белье и хорошее настроение, – считает главный врач Республиканского психотерапевтического центра, профессор Ильгиз Тимербулатов. – К сожалению, нередко в погоне за прибылью и удешевлением содержания таких клиентов частные дома престарелых экономят на персонале и его соответствующей подготовке, не отлажен и контроль, что влечёт такие последствия».
«Открытие» и закрытие
Аналогичный скандал разгорелся в июле, когда прокуратура закрыла незаконно работающий частный пансионат «Открытие» в с. Михайловка. В коттедже, где проживали 15 пенсионеров, вскрыты грубые нарушения требований пожарной безопасности. Почему подобные факты становятся неожиданностью для социальных служб и соответствующих ведомств?
«Минтруд ведёт ведомственный контроль оказания услуг в части госучреждений соцобслуживания. Мероприятия относительно частных учреждений не определены нормативно-правовыми актами» – объяснила замминистра семьи, труда и соцзащиты Ольга Кабанова.
По словам Ивановой, «Моя семья» работала фактически бесконтрольно, с нарушением законодательства, не была внесена в реестр компаний, оказывающих социальные услуги. В то же время уже несколько лет на федеральном уровне поднимается вопрос о необходимости лицензирования услуг стационарного соцобслуживания. Скандал в Башкирии показал, что при налоговой регистрации они могут называться иначе – проживание с питанием. То есть, по сути, эта деятельность пока нигде не регистрируется.
«На сегодня в реестре числится около 250 организаций такого вида деятельности, – сообщил начальник отдела развития негосударственного сектора в сфере предоставления социальных услуг Сергей Елисеев. – Проверка возможна лишь по конкретной жалобе и по согласованию с прокуратурой. В отношении данного пансионата это был первый сигнал, на него оперативно среагировали».
Комментарий
Рустем Шайахметов, экономист:
«Такие пансионаты – довольно прибыльный бизнес: плату за услуги получают, спрос есть. А должного контроля и наказания в этой сфере нет. Нужно, чтобы волонтёры и правозащитники имели право доступа к людям, которые там находятся. И потом: у нас есть служба опеки, почему они спят? Надо выводить частные структуры из тени, нужна эффективная система, обеспечивающая права пожилых клиентов».