По рейдерскому сценарию. У предпринимателя пытаются отобрать землю под Уфой

Историю, которая произошла с уфимским предпринимателем Азатом Валиуллиным, вполне можно трактовать как попытку рейдерского захвата имущества. Ещё в 2015 году Валлиулин купил землю сельскохозяйственного назначения в Уфимском районе на территории Авдонского сельсовета. Продавцом в сделке выступил гражданин Забир Басимов.

   
   

Родственники оспаривают сделку

Покупатель прошёл все сложные и утомительные бюрократические процедуры по переводу приобретённого участка в землю промышленного назначения: подвод электроэнергии, установка огромных ёмкостей под противопожарные нужды и многое другое. Но, как нередко бывает в жизни, продавец умирает, а его родственники начинают оспаривать сделку.

Бывшая жена продавца Фанзиля Басимова, которая расторгла с ним брак ещё в 1996 году, обратилась в суд с иском о признании сделки, совершённой в 2015 году, незаконной. Женщина посчитала, что имеет право на эту землю, так как, по её мнению, это совместно нажитое имущество.

Но самый главный довод, по которому заявительница пытается оспорить сделку, – это то, что она является членом крестьянско-фермерского хозяйства, руководителем которого был её муж. В районном суде фемида удовлетворила иск гражданки Басимовой.

Нынешний владелец земли уже подал апелляцию в Верховный суд РБ, но он рискует остаться без участка и без денег, которые потратил на приобретение земли. Дело в том, что, по мнению защиты, процесс в районном суде протекал очень странно и предвзято.

Так, сторона защиты представила документы, подтверждающие, что срок исковой давности в части совместно нажитого имущества уже истёк. Более того, предприниматель предъявил суду документ, из которого следует, что гражданка Басимова добровольно вышла из КФХ ещё в 2012 году.

Но заявительница, в свою очередь, представила в суде экспертизу, которая выявила поддельную подпись в этом документе, и суд приобщил её бумаги к делу. Ответчики же представили рецензию на экспертизу от другого эксперта, который выявил в этом документе многочисленные нарушения. И провели ещё две независимые экспертизы, которые подтвердили подлинность подписи Басимовой. Но суд не счёл нужным брать во внимание документы, предоставленные ответчиком.

   
   

Позже в руки ответчиков попал ещё один любопытный документ – расчёт данного КФХ по страховым взносам за 2012 год: налоги поступали только за одного человека – продавца земли, что подтверждает отсутствие членства других людей.

Но на этом странности ситуации не закончились. Представитель Азата Валлиулина предъявила суду справку, которая гласит, что согласно ответу ЦРБ Авдонская Фанзиля Басимова страдает деменцией и не отдает отчета своим действиям.

Как в нотариальной конторе подписали доверенность её представителю – непонятно. При этом доверенность подписана не самим нотариусом, а его помощником.

Даже несмотря на такие очевидные противоречия, суд всё же решил признать сделку незаконной и вернуть землю в юрисдикцию КФХ.

А вдруг это сговор?

«На данный момент КФХ не существует, оно ликвидировано, – говорит представитель ответчика, руководитель Центра адвокатской помощи Башкирской республиканской коллегии адвокатов Светлана Низамова. – На момент вынесения решения Уфимским районным судом вступило в законную силу решение Арбитражного суда республики о признании ликвидации юридического лица КФХ законным. Более того, классификатор Минэкономразвития не позволяет переводить земли промышленного назначения в разряд сельскохозяйственных».

По сути, земельный участок, сделка по которому была аннулирована Уфимским районным судом, в настоящее время утратил свою первоначальную природу и из земель сельхозназначения перешёл в категорию земель промышленности и транспорта.

Ответчика и его представителя возмутила предвзятость, с которой суд, по их мнению, отнёсся к одной из сторон процесса. В настоящее время подана жалоба в квалификационную коллегию судей, в которой сторона ответчика усмотрела возможный сговор между истцом и судом.

«Свою трудовую деятельность я начинал с простого сварщика, – говорит Азат Валиуллин. – Постепенно переквалифицировался в автослесаря, потом появилась первая автомастерская. Так, шаг за шагом, упорно работая много лет, я собрал крепкую команду профессионалов, которые обслуживают автомобили во многих автосервисах нашей фирмы. Я всегда исправно платил налоги государству, а теперь сам стал жертвой откровенных махинаций».

В настоящее время представитель ответчика пытается подать апелляционную жалобу в Верховный суд, но под разными предлогами документы не принимаются к производству. Усматривая возможный сговор, Светлана Низамова подала жалобу в Квалификационную коллегию судей на служителя правосудия Динару Вахитову.

«На процессе происходили странные и недопустимые на наш взгляд вещи, – говорит Светлана Низамова. – Судья консультировала сторону истцов о том, как правильно составлять документы, чтобы решение было в их пользу. Это было сделано после того как секретарь выключил микрофон и стороны начали расходиться. Следовательно, до удаления судьи в совещательную комнату уже было озвучено решение, принятое 16 мая 2023 года. Даже непреднамеренное отклонение от требований тайны совещательной комнаты – разговор по телефону, оставление совещательной комнаты без объявления перерыва для отдыха, общение иным образом с посторонними лицами даже по личным вопросам – может служить основанием для оценки данных фактов как нарушения тайны совещательной комнаты».

Время остановилось

В процессе подготовки апелляции адвокаты обнаружили, что покойный Забир Басимов успел совершить ещё пять сделок и все они, в том числе сделки дарения, отменены судом, который обязал вернуть эти земли в ликвидированное КФХ. Сторона истцов полагает, что это было сделано для того, чтобы в дальнейшем к данному КФХ применить закон о банкротстве и лишить всех участников возврата их денежных средств.

Причём без земли и дома может остаться и последняя супруга Забира Басимова – Гузель, мать пятерых малолетних детей, которой муж ещё в 2016 году подарил земельный участок для ведения КФХ. Сейчас у Гузель Фануровны 29 голов скота, куры, индюки, она трудится и живёт на этом участке с детьми. Дом, в котором живёт многодетная мать, вообще «повис в воздухе». Суд даже не пригласил представителя регистрационной палаты в качестве третьего лица на судебное заседание. Удивительно и другое: если участок Гузель Басимовой оформлен как КФХ, то дело в принципе должно разбираться не в Уфимском районном суде, а в арбитражном.

Разбираясь в этой непростой ситуации, ответчики и их представители посчитали нужным дополнительно обратиться в ФСБ. «При сборе документов для подачи жалобы в ККС на судью Уфимского районного суда Вахитову Д.М. всплыли некоторые обстоятельства, касающиеся безопасности и угроз с обратной стороны, – говорится в заявлении. – Полагаем, что своими действиями представители фемиды могут способствовать получению истцами финансовых потоков для реализации своих недобросовестных умыслов. И в этом могут быть задействованы люди из числа работников государственных и правоохранительных органов, а также государственного экспертного учреждения».

В распоряжении редакции имеется копия этого заявления, в котором указываются более конкретные детали предполагаемой сомнительной схемы, разглашать которые до проведения проверки ФСБ ответчик не будет.

Читая материалы дела, невольно вспоминаешь относительно недавние, но, казалось, ушедшие в прошлое времена, когда вольготно себя чувствовали рейдеры. Вроде бы сейчас и время другое, и законодательство стало чётче, а всякого рода «оборотней» в погонах активно вычисляют и отдают под суд. Да и сама судебная система стала прозрачней и справедливей. Но в Уфимском районе время как будто остановилось.