О повышении качества туристских услуг в Башкирии говорят много лет. Однако теперь понимание того, куда должен двигаться регион, по-видимому, появилось. По крайней мере в республике разработали стратегию развития отрасли. Наиболее эффективными объектами признаны кластеры и туристические территории. Добиться видимых результатов разработчики документа планируют к 2035 году.
В борьбе за имидж
По задумке авторов, амбициозные планы должны реализоваться за счёт «усиления социальной роли туризма и обеспечения доступности туристских услуг, отдыха и оздоровления» для жителей Башкирии и других регионов, а также условий для успешного развития бизнеса в отрасли.
Туристско-рекреационные кластеры представляют собой комплекс специальных объектов туристской направленности: гостиницы, предприятия общепита, спортивные сооружения и другая соответствующая инфраструктура и сервисы. Главная задача – объединить всё это в «живой организм».
Наибольшее внимание уделено кластеру «Горные курорты Башкирии «Легенда Урала», связывающему горнолыжные центры, санатории и турбазы. А маршрут между объектами пересекает Уральский хребет – условную границу Европы и Азии и проходит по живописным местам, где девственная природа граничит с современными курортами.
По мнению авторов стратегии, здесь можно «сыграть» на белорецких горах, где есть горнолыжные курорты, и абзелиловских лесах, где сосредоточены санатории и дома отдыха. Соответственно, развивать нужно горнолыжный спорт, лечебно-восстановительный туризм и экотуризм. Но всё это возможно лишь в случае, если все участники кластера договорятся о продвижении единого бренда.
Хороший потенциал для развития и у ТРК «Бурзянский». По мнению авторов проекта, соседство Кугарчинского и Бурзянского районов должно увеличить поток туристов. Чего стоит лишь один знаменитый заповедник «Шульган-таш» с его легендарными пещерами! Здесь авторы усмотрели целый комплекс направлений для развития: эко-, охотничий, рыболовный, культурно-познавательный, приключенческий и активный туризм. Планируется к 2035 году получать с этих направлений около полумиллиарда рублей в год. Но для этого потребуется увеличить число ночёвок и точек общепита, разработать новые маршруты, а главное – обучить экскурсоводов и других специалистов туристической сферы.
Уже было?
Один из пунктов стратегии – повышение доходности уже существующих санаториев. Для этого предлагается разработать специальные предложения и отдельные сервисы для высокодоходных клиентов – пока таких опций нет даже в здравницах, которые входят в ТОП-10 лучших. А подчеркнуть уникальность санаториев позволит дальнейшее изучение полезных свойств кумыса в качестве иммунокорректирующего препарата. Помочь в онлайн-продвижении призваны известные блогеры. Тем самым к 2035 году планируется увеличить посещаемость здравниц с 200 тыс. до 400 тыс. человек.
Многие помнят, что подобный документ уже принимался ещё в 2007 году. Более того – к нему прилагался подробный «мастер-план», который составляли австрийские специалисты. Этот документ обошёлся республике около 400 тыс. долларов. Но, по словам экспертов, всё осталось на бумаге, а некоторые достижения в сфере туризма появились не благодаря, а вопреки.
Два условия успеха
«События последних двух лет показали, что горизонт планирования стремительно сужается, поэтому планировать до 2035 года – очень смелое дело, – говорит эксперт по туризму Рина Гринберг. – В этой стратегии я не увидела формирования транспортной доступности к природным объектам. К тому же в документе не отражено вовлечение в туризм местного населения. Тем не менее, приятно, что власти стали громко говорить о туризме как об отдельной отрасли экономики, имеющей сильный мультипликативный эффект».
«Стратегия развития туризма – несомненно, вещь необходимая и полезная, но при условии её соблюдения. Главное, чтобы профильные, смежные отрасли, а самое главное – муниципалитеты на местах, были вовлечены в это важное дело» – отметил председатель ассоциации туриндустрии Башкирии Комил Сиразетдинов.
Много говорится в документе о субсидировании, но, по мнению экспертов, эти вливания не всегда оправданы.
«Дотации зачастую тратятся нерационально, а мы должны научить людей зарабатывать на туристической отрасли, – говорит руководитель турфирмы Александр Гончаров. – Вопрос стратегии по туризму начали обсуждать лишь пять лет назад. Раньше были лишь программы, в которых не прописывались ни цели, ни задачи. Но у меня есть определённое чувство неудовлетворённости от нынешней стратегии: в ней не отражена идеологическая составляющая – патриотизм. Как человек может быть патриотом, если он не знает своей страны? Теоретически документ, конечно, может дорабатываться, но думаю, разработчики не захотят вносить изменения».
Проект развития туризма будет жизнеспособен при выполнении двух условий: устойчивого финансирования и коммерческой отдачи отрасли. Первое в нынешней непростой ситуации является ключевым, поскольку республика давно перестала быть регионом-донором. Второе условие зависит от продуманности проекта: люди будут голосовать своим кошельком и, если не понравится, ездить не будут, и никакие блогеры ситуацию не изменят.
Кстати
В рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» Башкирия получит 550 млн руб. на строительство кемпингов и других туробъектов. В рамках федерального проекта «Земля для туризма» пять земельных участков признаны перспективными для вовлечения в туристскую деятельность: три участка в Мелеузовском районе, у Нугушского водохранилища и два - в Гафурийском районе, вблизи Красноусольских минеральных источников и геологических разрезов «Усолка» и «Дальний Тюлькас». В 2023 г. начнутся работы по организации туристический инфраструктуры на бывшем Богоявленском стекольном заводе (Гафурийский район). В качестве других туробъектов рассматриваются Благовещенский и Воскресенский медеплавильные заводы, Белорецкий и Тирлянский металлургические заводы.