Обманули, навязали, не понравилось. Как можно вернуть товар в Башкирии

Вернуть можно и просто не понравившийся товар © / freepik.com

Приобретая что-то в магазине, мы не всегда оказываемся довольны покупкой. Иногда не устраивает качество товара, некоторые продавцы идут на открытый обман, навязывают услуги. Бывает и так, что обновка просто не нравится. «АиФ-Башкортостан» рассказывает о случаях, когда права потребителей были защищены.

   
   

Берегись автомобиля

Уфимец приобрёл в автосалоне подержанный автомобиль. Но в ГИБДД регистрировать транспортное средство отказались на том основании, что  идентифицировать авто невозможно: есть признаки перебивки VIN-кода, номеров кузова и двигателя. Мужчина обратился в отдел защиты прав потребителей министерства торговли и услуг.

«Специальная экспертиза показала нарушение целостности кузова: машина собрана из двух частей, о чём свидетельствуют следы кузовного ремонта, – прокомментировала начальник отдела Ляля Сулейманова. – Более того: проверка показала, что автомобиль побывал в ДТП, о котором в нарушение закона новому владельцу не сообщили. Уфимец потребовал расторжения договора и полного возврата средств (680 тыс. руб., в том числе 50 тыс. – дополнительная услуга «Независимая гарантия»). После обращения к нам его требования были удовлетворены, затраты компенсированы».

Дефекты могут таить не только подержанные авто. В сентябре 2021 года уфимец приобрёл в автосалоне новую машину, заплатив за неё 993 тыс. руб., а уже на второй день обнаружил сбои в работе «ласточки». Специалисты составили претензию, потребителю вернули деньги.

Только цифры
По данным ведомства, за 2021 год в отдел защиты прав потребителей поступило около 600 обращений: 314 – по телефону «горячей линии», 175 – в письменной форме. 70 % жалоб – на нарушения в сфере розничной торговли (промышленные товары) и услуг (бытовые, финансовые, жилищно-коммунальные, туристские, медицинские и услуги связи).

«Уфимка заключила на круглую сумму договор оказания услуг по зубному протезированию. Однако вскоре обнаружилось, что эксплуатировать протезы невозможно: они не позволяют разжёвывать пищу и вызывают боль в деснах, – рассказала Ляля Сулейманова. – Также выяснилось, что в договоре не были отображены все условия оказания услуг. Женщина обратилась в отдел защиты прав потребителей. В первом же судебном заседании, прямо в зале суда, без проведения экспертизы ей вернули деньги».

   
   

Вернули и выиграли

При содействии специалистов министерства благополучно разрешился и инцидент с навязанными услугами. С жалобой обратились две пенсионерки: обманным, по их словам, путём, им навязали кредит на покупку дорогостоящих вибромассажных накидок. Презентация была организована в лучших традициях: с розыгрышами и подарками. Разумеется, непременным условием участия было наличие паспорта. А вскоре дамы обнаружили, что на них оформлен кредит на сумму более 100 тыс. рублей.

«Специалист отдела защиты прав потребителей составил претензию на расторжение договора и подготовил заявление на отказ от банковских услуг. После рассмотрения предсудебного документа продавец удовлетворил требования» – уточнила Сулейманова.

А вот жительница Уфимского района в результате судебного иска получила вдвое больше уплаченной за товар суммы. Заключив договор на покупку кирпича и керамического камня на 600 тыс. руб., в декабре женщина внесла предоплату (260 тыс. руб.) и резонно ожидала поставку товара в мае будущего года. Однако сроки прошли, а товар так и не прибыл. Переговоры с продавцом результата не дали. Покупательница решила, что помимо возмещения уплаченной суммы она вправе претендовать на взыскание неустойки в том же размере. Так и вышло: в судебном порядке ей возвращено около 600 тыс. рублей.

Понёс моральные потери, но выиграл в деньгах уфимец, купивший в ювелирном салоне серебряную цепочку за 478 рублей. Покупка оказалась некачественной – на цепочке отсутствовало кольцо для застёжки. Магазин принял товар на проверку качества, но информацию о результатах рассмотрения своего обращения покупатель не получил и обратился в министерство. Сотрудники отдела защиты прав потребителей помогли составить проект искового заявления, с которым мужчина обратился к продавцу. Тот, оценив возможные убытки (около 15 тыс. руб.), удовлетворил претензию, выплатив покупателю стоимость цепочки и моральный ущерб – всего около 3,5 тыс. руб.

Вернули 16 миллионов

«Если потребитель требует возврата денег за некачественный товар, в течение 10 дней с момента такого обращения продавец должен успеть провести проверку качества товара и при наличии на то оснований вернуть покупателю деньги, – уточнила Сулейманова. – Экспертиза обязательна только в случае спора о причинах возникновения недостатка. До получения результатов проверки качества или выводов эксперта продавец не обязан возвращать деньги. Такой пример: покупатель холодильника стоимостью более 50 тыс. руб. счёл, что дорогой агрегат работает слишком громко. Проверка подтвердила, что предельно допустимый уровень шума превышен. Деньги возвращены в досудебном порядке».

Вместе с тем закон о защите прав потребителей допускает отказ и от услуги надлежащего качества – в любое время, за минусом расходов исполнителя. На этом основании после составления претензии вернул свои деньги уфимец, которого не устроило качество платных образовательных услуг.

По данным главы министерства торговли и услуг Алексея Гусева, в 2021 году в досудебном порядке гражданам возмещён материальный ущерб на сумму более 16 млн рублей. Специалисты проводят выездные консультации, в том числе в торговых центрах Уфы, помогают в составлении претензий и исковых заявлений.

Телефон горячей линии по вопросам защиты прав потребителей: 8(347) 218-09-78, ежедневно в рабочие дни 10.00 – 13.00 14.00 – 17.00.

E-mail: trade.secretar@bashkortostan.ru.