Неколотые дрова, неполный обед. Как в Башкирии помогают семьям бойцов СВО

Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Руководство Башкирии не устает повторять подчиненным, что забота о семьях мобилизованных – их первоочередная задача. Власти разработали для них 30 видов поддержки. Какие из них оказались востребованными и что на практике получили родные участников СВО, выяснял UFA.AIF.RU.

   
   

Нарубите сами

Среди упомянутых мер – дрова за 10%, устройство ребенка в детсад по достижении полутора лет, бесплатные 60 поездок, питание, устройство в студенческое общежитие, кредитные каникулы, отсрочка от транспортного налога и так далее. Также глава республики подписал указ о дополнительных мерах поддержки - участники специальной военной операции и члены их семей освобождаются от оплаты услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, от пеней за коммунальные услуги, взносов на капремонт.

Так как многие мобилизованные из сельской местности, то дрова оказались одной из наиболее востребованных мер. Это направление курирует министерство лесного хозяйства Башкирии. Как прокомментировали в ведомстве, на 21 ноября поступили 203 обращения. «Все заявки на получение древесины были удовлетворены в полном объеме», - ответила пресс-секретарь минлесхоза Наиля Зарипова. В помощь семьям участников или погибших в специальной военной операции предоставлено 1769,5 куб. м.

Но есть значительные нюансы. В ведомстве рассказали, что  получить данную поддержку можно двумя способами. Первый - через лесничество, которое предложит делянку для самостоятельной заготовки древесины за 10% от ее стоимости. Или купить готовые дрова уже в лесхозе, но с бесплатной доставкой.

Каждая ли женщина решиться пойти в лес с бензопилой наперевес, чтобы повалить пару деревьев и заготовить впрок себе на зиму дров? Ответ очевиден. Вот и жительница Бирска Ирина Загидуллина отказалась от положенного.

«В администрации мне сказали, что дрова предоставляются по льготной цене – 900 рублей за кубометр, то есть машина выходит примерно в 4500 рублей. Причем это за неколотые черенки. Что я буду с ними делать? Это ведь надо искать кого-то, чтобы накололи, доплачивать за эту работу, – недоумевает она. - Вот я и отказалась. Лучше куплю готовые на рынке. Баня пока простаивает, обходимся с детьми душем».

Жительница села Куяново Эльмира Харисова рассказала, что так и не смогла добиться никакой вразумительной информации насчет дров ни в сельсовете, ни в центре «Семья», куда она периодически обращается за помощью. «В итоге в сельсовете сказали, чтобы я оставила заявление, которое будет рассмотрено. Сроки не обозначили, - сказала она. – Хотя до этого я оставляла заявку в центре «Семья», но пытаясь что-нибудь разузнать в сельсовете о ее судьбе, услышала вот такой ответ».

   
   

На льготах далеко не уедешь

Хорошее дело – 60 бесплатных поездок для детей в месяц. Правда жительница Нефтекамска Оксана Каюмова не смогла воспользоваться этой возможностью. Хотя с мужем они зарегистрированы, но тот не успел усыновить ее сына от первого брака.

«Свадьбу мы планировали позже, но обстоятельства изменились, когда началась мобилизация. 25 сентября мы спешно расписались, а 27-го мужа уже забрали. И хотя официально мы считаемся семьей, когда речь идет о других льготах, но при оформлении бесплатных поездок это понятие на моего 8-летнего сына не распространяется.  Так объяснили сначала в школе, потом в городском отделе образования», - говорит она.

Оксана пока находится в отпуске по уходу за младшей семимесячной дочкой, поэтому обрадовалась бы любой экономии, но не тут-то было.

29 сентября уфимка Алина Ильясова отправила на спецоперацию своего мужа, когда-то окончившего военную кафедру по специальности «командир мотострелкового взвода». На сборы семья потратила 60 тыс. рублей, потом супруга еще высылала ему деньги на содержание. Поэтому тщательно изучила все меры поддержки, наиболее подходящей из которых оказалось оформление бесплатных поездок на ребенка.

«В школу отнесла документы. Заявку рассматривали в течение двух недель, только после этого транспортная карта начала действовать. К сожалению, женщинам этого не объясняют. Они думают, что бесплатные поездки активируются сразу, но надо немного подождать. В нашей школе в центре города таких детей двое – мой сын и еще один ребенок. Также, оформляя льготу на услугу по обращению с ТКО, я столкнулась, что на местах сотрудники сами мало информированы, всего приходится добиваться, настаивать, порой даже ругаться».

Также Алина оформила полугодовую отсрочку по кредиту, так как кроме него есть еще ипотека. Музыкальную школу, которую посещает ее сын, женщина успела оплатить в октябре на год вперед, когда официальных распоряжений о бесплатном дополнительном образовании еще не было.

Елена Ильясова была очень рада, когда оформила 60 поездок на ребенка, но вот пользоваться ею не получается. Живет она в селе Дмитриевка, что в 20 км от Уфы, но за проезд в автобусе деньги с карты снимаются вопреки тому, что заявлено о 50-километровой пригородной зоне ее действия.

«Получается, зря мы карту оформляли, так как по городу мы особо не ездим. Только доезжаем на автобусе из своего села до Центрального рынка в Уфе, а потом назад», - говорит она.

Но зато женщина очень довольна тем, что кружки для детей стали бесплатными. Дочь посещает театральную студию, младший – спортивный кружок. Экономия для семьи в итоге выходит значительная – 4 тысячи рублей.

«Ест и на других оглядывается»

Также школьникам и студентам полагается бесплатное питание по месту учебы.

«Бесплатное горячее питание предоставляется детям участников СВО один раз в день в учебные дни фактического посещения образовательных организаций, - комментирует минобр Башкирии. -Заявления подаются обучающимися или их родителями (законными представителями)».

Виктория Полякова из села Ильина Поляна поспешила оформить льготу, которая в итоге превратилась в разочарование.

«Когда я платила за питание дочери, она ела полноценный обед – первое, второе с салатом. Сейчас же она, как ребенок мобилизованного, получает только одно блюдо, и как правило, кашу. Ну, очень редко бывает, когда подадут гарнир с чем-то мясным. Ребенок ест и завистливо смотрит на других детей. Вроде и льгота есть, но вроде и лучше от этого не стало», - рассуждает Виктория.

А вот Гузель Хасанова, по ее словам, прошла настоящий квест, чтобы оформить молочную кухню. Ее мужа мобилизовали 19 октября. В семье двое детей – одному два годика, второй только родился.

«Меры придумали, а чтобы получить их нужно пройти целый квест! Чтобы оформить молочную кухню, пришлось вызвать маму из деревни (за 200 км), чтобы посидела с детьми. Сначала я пошла к педиатру для получения справки, просидела в очереди больше трех часов. В итоге на младшего ребенка в молочной кухне не приняли заверенную со всеми печатями справку из-за того, что не пропечатались его имя и отчество, хотя свидетельство о рождении ребёнка приложила. А когда пришла снова, молочная кухня уже закрылась, оформить не получилось, - негодует молодая женщина. - Теперь и мама уезжает обратно. Вопрос, когда я должна и сколько дней ещё бегать с документами, чтобы оформить баночку смеси? С кем я должна оставлять двухнедельного малыша, чтобы сидеть полдня в поликлинике и полдня в молочной кухне!»

По последним данным правительства республики, заявления о различных мерах поддержки поступили от 847 семей мобилизованных.

Комментарий

Депутат Госсобрания Башкирии Лия Хафизова:

«Я достаточно тесно общаюсь с женами мобилизованных. По их обращениям могу констатировать, что на местах меры поддержки не всегда срабатывают четко. К примеру, недавно одна женщина пыталась добиться бесплатного питания для своего ребенка-школьника. Для этого нужна справка о том, что муж мобилизован, но в Туймазах военкомат отказал ей, так как по распределению он ушел из Чебаркульской части. Обратились с запросом туда, но и там не помогли, сославшись на секретность информации. И это не единственный случай, когда для оформления льготы супруге мобилизованного пришлось обивать пороги военкоматов.

Также недоработка в том, что мерой поддержки не могут воспользоваться дети призванного на службу, если родители не находятся в официальном браке.

В качестве дополнительной меры поддержки я внесла законопроект о том, чтобы многодетным семьям, состоящим на очереди по улучшению жилищных условий, давали жилье вне очереди, если  глава семейства погиб при выполнении задач в ходе СВО или получил тяжелые увечья. Надеюсь, что законопроект будет поддержан».