В сводках МЧС о происшествиях из сельской местности чаще всего сообщают, что первыми на тушение огня прибыли пожарные-добровольцы. Но что это за люди, ради чего непрофессиональные огнеборцы рискуют своими жизнями, и почему им доверяют эту непростую задачу – разбирался корреспондент UFA.AIF.RU на примере добровольной пожарной команды в поселке Прибельском Кармаскалинского района Башкирии.
«Стоят в сторонке и снимают на мобильник»
В Кармаскалинском районе на 122 населенных пункта всего одна профессиональная пожарная часть, подведомственная МЧС России (расположена в селе Кармаскалы, 50 км на юго-восток от Уфы), и 16 добровольных команд, сформированных из 39 пожарных-добровольцев. В прибельской команде девять человек: один командир, четверо пожарных и столько же водителей.
«Все-таки правда, что раньше люди были другие, – делится он в пути. – Раньше если пожар, всем селом тушили, а сейчас – стоят в сторонке, смотрят, на мобильники снимают».
350 тысяч на год
От трассы, ведущей из Уфы в Белорецк, до «офиса» пожарных-добровольцев в Прибельском на улице Гафури, 1 чуть менее 10 км. У входа поджидает начальник ДПК 62-летний Гайса Насыров. Он тушит огонь дольше Хамитова – 18 лет. Насыров ведет на экскурсию по вместительному зданию части и параллельно рассказывает ее историю.
Добровольная команда от сельского поселения существует 9 лет – с 2011 года. До этого, еще в советские времена, в здании базировался отдельный пожарный пост при МВД (раньше пожарные были структурным подразделением правоохранителей). Позже здесь же размещалась ведомственная пожарная охрана местного сахарного производства (сейчас его уже не существует, поля, раньше засеянные сахарной свеклой, теперь пустуют).
В зоне обслуживания ДПК три населенных пункта с населением почти 5,5 тыс. человек. Начальник ПЧ-81 Хамитов тут же уточняет, что при необходимости пожарные выезжают и в другие населенные пункты. Кого и куда направлять, решает диспетчер пожарной части, который опирается на утвержденное расписание выездов пожарных подразделений. Финансирование ДПК осуществляет администрация сельского поселения. По данным МЧС России, в этом году на ее содержание направлено около 350 тыс. рублей.
«В этом году мы выезжали на восемь пожаров в населенных пунктах и один раз на тушение сухостоя, – рассказывает Насыров. – А еще у нас каждую пятницу выезд на профилактику. Оповещаем население, что нельзя разводить костры, например. Вот сейчас перед Новым годом предупреждаем, чтобы были осторожны с ёлками, с гирляндами. Также круглый год напоминаем, что электротехнические приборы и проводка в доме должны быть исправны. Все-таки жизнь дороже проводов».
По наблюдениям начальника ДПК профилактика дает свои результаты. Раньше у команды было в среднем по 20 выездов в год.
Добровольцы на зарплате
Дежурят добровольцы по двое: один водитель и один пожарный. Если вдруг поступает звонок и дежурным надо ехать на вызов, то их место на базе занимает отдыхающая смена – населенный пункт нельзя оставлять без присмотра.
Самому молодому в прибельской команде 36 лет. Иван Унтила переехал в Башкирию из Молдавии десять лет назад, женился, да и остался жить и работать. В день нашего приезда у него выходной, так что познакомиться не удалось. Но зато дежурит самый взрослый из ДПК, 61-летний пожарный Салих Кутлияров. Он работает в паре с 57-летним водителем Фанилем Галимовым.
«Я в команде два года. Работы у нас тут нет, а семью кормить надо. Я, между прочим, многодетный отец. Четверо детей, и все маленькие пока еще, - объясняет свой выбор места работы Галимов. Платят… ну, нормально. Конечно, денег много не бывает».
Но позже добровольцы признаются, что получают по минимуму, при этом никакого соцпакета, ни больничные, ни отпуска не оплачиваются. Смертельных случаев в команде не было, а вот неприятности случались. Однажды был вызов на пожар дома, хозяин которого стройку затеял. Дело было зимой, да еще и ночью. В ходе тушения пожарный шагнул в снег, а под ним оказалась вырытая под фундамент яма.
«Переломом был, но хорошо хоть там арматура не торчала, так что можно сказать, еще легко отделался, – вздыхает Насыров. – Обидно, конечно, что зарплата маленькая, делаем-то мы почти все то же самое, что и профессиональные пожарные, но приезжаем раньше них, первыми ствол на тушение подаем».
Но отличие от профессионалов все же есть. Главная задача добровольцев – не дать огню распространиться. Им запрещено врываться в горящие избы и спасать людей, ведь у них нет для этого ни специальной подготовки, ни соответствующего обмундирования.
Списанная техника
Для выездов у прибельских пожарных две машины с автоцистернами – это ЗИЛ-131 1984 года выпуска и ЗИЛ-130 1991 года выпуска. И есть еще бочка-прицеп.
«Если выезд, я сразу звоню в сельсовет и вызываю тракториста. Он приезжает, цепляет и – к месту, – объясняет начальник ДПК. – Тут у нас все взаимодействия отработаны, проблем не бывает, все оперативно делается».
Как объяснили в МЧС, техникой пожарных-добровольцев снабжают по мере поступления новой в профессиональные пожарные части – появляется возможность списать старые машины. У кармаскалинцев есть в планах создание общественного объединения добровольных пожарных.
«Когда мы это сделаем, сможем лицензию получить и зарабатывать на оказании специальных видов услуг. Например, установка пожарной сигнализации, обработка строительных конструкций огнезащитными составами, - объясняет начальник ПЧ Хамитов. – Так сделали в Ишимбайском районе, у них теперь и с деньгами полегче».
Комментарий
Депутат Госдумы от Башкирии Зариф Байгускаров:
«Могу сказать, что ситуация с пожарной охраной у нас в Башкирии в последние годы меняется в лучшую сторону и хорошими темпами. В республике 29 июня 2018 года была принята стратегия развития пожарно-спасательных сил на территории на территории региона до 2030 года. В соответствии с ней в 2018-2020 годах было закуплено за счет бюджета республики и передано в муниципалитеты для ДПК 129 единиц прицепной пожарной техники. Еще 25 единиц было передано республиканским госкомитетом по ЧС и региональным управлением МЧС России. В последующие годы эта работа продолжится, цель – обеспечить необходимой техникой муниципалитеты для покрытия каждого населенного пункта.
Кроме того, в декабре мы приняли закон по совершенствованию деятельности в области пожарной безопасности. По этому закону муниципалитеты наделены полномочиями по созданию собственных пожарных команд, что позволит обеспечить огнеборцами даже самые отдаленные населенные пункты».