Люди хотят тратить деньги, они у них есть. Как Башкирии увеличить турпоток

Туристический бизнес Башкирии, подводя итоги 2024 года, подсчитывает преимущественно потери. Отдыхающих в республике было мало, а отведенный на отрасль бюджет был сконцентрирован на праздновании 450-летия Уфы. В чем реальная причина плохого сезона и как планируется реанимировать показатели, разбирался UFA.AIF.RU.

   
   

Сезон дождей

Как сообщили в Минтуризма Башкирии, за 11 месяцев года в республике приняли 1,8 млн туристов. Это 4 место в ПФО и 17 место в РФ, что в принципе неплохо. Однако это на 11% меньше, чем в 2023 году, когда в регионе отдохнули 2,2 млн человек (третье  место в ПФО и 12-е место в РФ).

«По итогам 2024 года снижение турпотока обусловлено проливными дождями летом и удорожанием стоимости туристических услуг. За период с января по декабрь 2024 года цены на оздоровительные услуги на территории республики показали рост на 13%. Оказаны платные услуги в сфере туризма населению на сумму 19,4 млрд рублей», –констатируют в профильном ведомстве.

Однако «сезон дождей», который наблюдался в июле, сказался в основном на горных районах, где осадков, по данным МЧС, выпало в 2-3 больше месячной нормы. Были закрыты туры на сплавы, приостанавливалась работа пляжей. Гиды не водили группы в горы. На функционировании другой туристической инфраструктуры осадки сильно не повлияли.

По данным, которым министерство предпринимательства и туризма РБ делилось в декабре на встрече с представителями госкорпорации Туризм.РФ, с начала года санаторно-курортные организации Башкортостана приняли более 150 тыс. человек. С января по август регион посетили почти 1,5 млн туристов, а за летний сезон – с мая по август – порядка 880 тыс. человек.

Экскурсоводы, опрошенные UFA.AIF.RU, полагают, что причиной снижения интереса к достопримечательностям региона могло стать то, что содержание туристических программ остается без внимания властей. Развивать инфраструктуру важно, но помимо мест размещения туристам нужны еще и впечатления.

   
   

Уфа собрала сливки

Среди туристов региона большую долю занимают местные жители, особенно жители Уфы, которые в пандемию приобрели привычку выбираться на выходные в другие уголки любимой Башкирии. Однако в связи с 450-летием Уфы и насыщенной культурной программой многие горожане оставались дома и посещали мероприятия, которые были организованы в ближайших парках и на районных площадях.

Как отчитались в столичной мэрии, турпоток в Уфе за 2024 год вырос в 1,5 раза. По оценочным данным, в 2024 году столицу посетили более 1,5 млн туристов. Для сравнения, в 2023 году в городе побывали всего 943 тыс. человек.

«Уфа регулярно становится площадкой для проведения крупных международных и всероссийских мероприятий, экономических и промышленных форумов, спортивных соревнований, гастрофестивалей, научных конференций и пр. Они привлекают тысячи участников со всего мира», – объяснил показатели мэр Уфы Ратмир Мавлиев.

Столица может предложить приехавшим в гости все многообразие развлечений: сплавы, полеты на воздушных шарах, гастромаршруты и вечернюю программу. И получается, что в районы турист доезжает только, если его главной целью были конкретные достопримечательности или события.

Отметим, что по итогам 2024 года Уфа была признана городом событийного туризма на международной премии Russian Event Awards. А в конце года она получила статус столицы детского туризма на 2025 год. Власти намерены создавать новые точки притяжения туристов и развивать туристическую инфраструктуру.

А календарь будет?

За год в республике 25 крупных событий и фестивалей привлекли 119 тыс. туристов, это около 5 тыс. человек в среднем на одно мероприятие. Для сравнения, только одна площадка в Уфе под открытым небом - амфитеатр у Конгресс-Холла за 2 дня фестиваля «Сердце Евразии» собрала больше зрителей, чем все остальные республиканские праздники вместе взятые. В первый день, 30 августа, здесь побывали 62 тыс. зрителей, а во второй — уже 85 тысяч. Всего на двухдневном празднике отдохнули 300 тыс. человек!

Гости республики сетуют, что невозможно заранее подготовиться к поездке в Уфу. Например, бизнес-туристы, которые приезжают в регион и заинтересованы в изучении нового города, лишь в отеле или во время самостоятельной прогулки узнают, что можно посмотреть и куда сходить. Нет системы или универсальных информационных порталов, на которых по одному клику без долгих поисков можно получить всю официальную и свежую информацию. При этом сайтов на туристическую тему  в республике более чем достаточно, но многие из них заброшены, информация неактуальна. Те же, кто приезжает регулярно и целенаправленно, жалуются, что не могут спланировать отпуск из-за плавающих расписаний больших фестивалей.

«Мы поклонники фестиваля "Сердце Евразии", симфоническая ночь, национальные концерты  - это то, ради чего мы готовы приезжать за 500 км. Раньше он всегда проходил в июне, а в том году фестиваль перенесли без предупреждения. Мы, как и многие, подаем в отдел кадров график отпусков еще в январе и не можем его корректировать. Как планировать летний отдых, если не знаешь, куда и ради чего?» – делился отзывом житель Самарской области Николай Кузнецов в соцсетях.

С предложением объединить усилия организаторов и создать единый график событийных мероприятий на форуме отельеров 8 февраля выступил заместитель директора АНО «Центр развития туризма РБ» Артур Идельбаев.

«Событийный туризм может стать важным фактором для развития региона. Привлекая туристов, мы не только обеспечим стабильную заполняемость гостиниц, но и способствуем созданию необходимой инфраструктуры», – подчеркнул спикер.

Справедливости ради, участники рынка просят этот единый календарь для стабильной работы еще с 2010-х годов, когда республика начала подготовку к первым крупным международным саммитам ШОС и БРИКС и занялась строительством гостиниц и баз отдыха. Однако пока единственного, чего добились турэксперты, это календарь новогодних мероприятий в муниципалитетах, включая открытые уроки в детских библиотеках и утренники в ДК.

Пока единственным районом, который ответственно относится к подготовке будущего турсезона, является Бирский район. В муниципалитете в середине декабря выпустили событийный календарь на весь 2025 год с конкретными датами. Проект охватывает все ключевые мероприятия, включая культурные фестивали, спортивные состязания, народные праздники и выставки. Четкий план биряне составляют второй год подряд, поэтому неудивительно, что каждый год растет число тех, кто приезжает поесть «Бирские пельмени», вдохновиться исторической реконструкцией «Река времени», поклониться святым Петру и Февронии в День семьи, любви и верности или наесться яблок на «Бирском яблоке».

В 2025 году Башкирия получит из федерального бюджета 267,4 млн руб. на развитие туризма. Еще 5,4 млн будут выделены из регионального бюджета. Такие же суммы предусмотрены на 2026–2027 годы. Средства выделяются в рамках нового национального проекта «Туризм и гостеприимство».

Кстати
Башкирия по итогам 2024 года заняла 13-е место в национальном туристическом рейтинге. Десятое ежегодное исследование привлекательности российских регионов для путешественников составили журнал «Отдых в России» и Центр информационных коммуникаций «Рейтинг». Первые три места в списке заняли Москва, Московская область и Краснодарский край. В пятерку лидеров вошли Санкт-Петербург и Крым. В десятке лучших туристических направлений оказались также Нижегородская область, Приморский и Алтайский края, Самарская и Новосибирская области. Татарстан занял 11-ю строчку, Ставропольский край — на 12-м месте. Рейтинг составлен на основе подсчета данных Росстата, Федеральной налоговой службы, поисковых данных «Яндекса», а также анализа публикаций в СМИ. Регионы оценивали по 12 критериям, среди них: объем номерного фонда и количество турфирм, доходы гостиничного бизнеса и объем оказанных населению платных туристических услуг, турпоток и количество иностранных туристов, посетивших регион, уровень преступности в регионе и др.

Комментарии

Раис Габитов, амбассадор Башкирии, руководитель агентства «Digital Курултай», основатель Южноуральской тропы:

«По моим субъективным ощущениям год был достаточно успешным для башкирского туризма, развития инфраструктуры. Несмотря на погоду, невозможно было забронировать место в хороших базах отдыха и отелях. Потенциал вижу в развитии премиального туризма и строительстве пятизвездочных гостиниц. Подобную тенденцию мы наблюдаем на Алтае. Сегодня в стране много богатых туристов, которые не могут или не хотят выезжать за рубеж и отдыхают в регионах. В Башкирии есть два подобных загородных отеля на озерах Банное и Красный ключ. Цены на отдых там очень высокие, я бы сказал, но загрузка полная. А это значит, что в республике можно в разных уголках открыть еще 5-6 или даже 10 таких премиум-мест размещения с хорошими спа, рестораном, сервисом высокого класса и возможностью семейного отдыха. И даже если это будет 4 звезды, запрос будет. Потому что люди хотят тратить деньги, они у них они есть».

Рина Гринберг, общественный деятель, член Совета по правам человека при главе РБ и советник по развитию туризму при администрации Белорецкого района: 

«Самый большой потенциал Башкирии скрывается в раскрытии самоидентичности и гостеприимства. Туристам хочется экзотики, и мы должны научиться раскрывать свою душу, показывать, насколько наш быт и традиции отличается от образа жизни других народов. Пока существуют проблемы в привлечении местных жителей, мастеров в индустрию гостеприимства, хотя именно они являются носителями и хранителями той самой национальной идентичности, так привлекающей гостей республики. Мы видим этот тренд, где в приоритете туристического интереса не унифицированные стандартные решения, а личность, история, локальные фишки, которые не раскрыты и не упакованы. Плюс это привлечение людей в деревню, новые рабочие места. Именно в развитии этого направления скрывается большой туристический и экономический потенциал».