ЛДПР в Башкирии обсудила закредитованность населения с экспертом

В рамках всероссийской инициативы партии, направленной на защиту граждан от кредитного рабства, координатор Башкортостанского регионального отделения ЛДПР Дмитрий Иванов побеседовал с Дмитрием Кузнецовым, руководителем правозащитной организации, компании «Аллиам», специализирующейся на работе с людьми, находящимися в трудной финансовой ситуации.

   
   

Сегодня долги людей растут по всем направлениям: ипотека, потребительские кредиты и микрозаймы. Люди занимают деньги не на роскошь, а на самые обычные нужды — еду, лекарства, сборы детей в школу. Общая задолженность граждан уже приблизилась к 37 триллионам рублей, а просрочка превысила 1,5 триллиона. В некоторых регионах это десятки средних зарплат.

— Дмитрий Евгеньевич, по официальным данным почти 80 % населения Республики Башкортостан обременены долгами по кредитам. На ваш взгляд, является ли закредитованность населения социальной катастрофой?

— Закредитованность — это не социальная катастрофа, это уже данность. Банковский сектор изначально устроен так, чтобы российский человек был закредитован, чтобы он всегда думал, как отдать деньги. Для государства такая ситуация является преимуществом, когда человек всегда работает и остается зависимым.

— Поделитесь опытом, какие ошибки допускают люди при взятии кредитов, так ли они им необходимы? Какие наиболее уязвимые группы населения – главные жертвы кредитов?

— Нельзя сказать, что люди допускают ошибки при получении кредитов. Не читать условия кредитного договора — это не ошибка, это обычная жадность, присущая человеку.  Получить что-то лучше, чем у других, казаться быть лучше, чем другие, на самом деле, такими не являясь.  Под влиянием различных жизненных ситуаций и такого мышления, а также в условиях существующей денежно-кредитной политики, когда практически каждому выдают кредиты.

— Как защитить себя от действий коллекторов? Действительно ли, что коллекторы могут предпринять в отношении должника действия, создающие угрозу его жизни и здоровью?

   
   

— На сегодняшний день коллекторы уже ничего из себя не представляют. Это уже давно изживший из себя, устрашающий термин. Они просто оказывают психологическое давление на людей посредством постоянных звонков и сообщений. Закон они уже давно не нарушают. Бывает конечно, что они звонят и стараются оказать давление на людей, но так как раньше, что отберут детей или причинят ущерб имуществу - нет.  Действующее законодательство позволяет людям избавиться от такого давления и прекратить это взаимодействие по телефону. Например, элементарно сменить сим карту - никто этого вам не запретит. А до принятия Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» мы сталкивались с различными случаями беззакония и угроз в отношении должников, которым мы оказывали помощь.

— Много ли правозащитных организаций, которые действительно помогают населению в решении проблем с кредитами. Есть ли среди них недобросовестные, которые еще больше усугубляют положение должников?

— Да, действительно, среди организаций, оказывающих услуги по закрытию кредитной задолженности, как и везде, есть недобросовестные организации. Есть и много профессиональных компаний, которые добросовестно защищают права своих клиентов. Но не все их них работают в публичном пространстве и освещают свою деятельность. При выборе таких организаций необходимо ознакомиться с их деятельностью, посмотреть является ли погашение кредитной задолженности их основным видом деятельности и элементарно почитать отзывы.

Всегда важно понимать, чем занимается организация. Если она оказывает обширный перечень услуг от организации праздников до банкротства физических лиц, то нужно задуматься, а стоит ли к ним обращаться.

— По вашему мнению, какие изменения должно претерпеть действующее законодательство для улучшения ситуации с закредитованностью в стране?

— Прежде всего, ввести для детей с первого класса уроки финансовой грамотности в школе. Чтобы наши дети с маленьких лет уже имели базу знаний, могли вести счет деньгам и знали, как правильно распоряжаться своим доходом без ущерба для себя и своих близких.