Команда бабы Тони. Как голодавшая пенсионерка объединила уфимцев

Пенсионерка Антонина Кочкина © / администрация Калининского района Уфы

В начале июля жительница Уфы опубликовала в своём Instagram пост, в котором поделилась фотографией бабушки, сидящей около своего дома и жующей одуванчики. Пенсионерка объяснила заинтересовавшейся девушке, что такой выбор еды - вынужденный: пожилая женщина голодает. Объяснила - и заплакала.

   
   

История моментально разошлась по Сети. Десятки уфимцев потянулись к дому пенсионерки Антонины Кочкиной, чтобы накормить и оказать любую другую помощь. «АиФ-Уфа» побывал в гостях у бабы Тони и выяснил, что спустя месяц о пенсионерке не просто не забыли: вокруг нее сформировалась группа неравнодушных людей, которые теперь планируют создать свою организацию и помогать уже и другим нуждающимся.

Привезли месячный запас еды

Восьмое июля - день, когда изменилась жизнь 84-летней Антонины Кочкиной. Уфимка Виктория Корчагина приехала в гости к бабушке в поселок Максимовка (микрорайон города Уфы – прим.ред.). Уже уезжая, она обратила внимание на пенсионерку, которая вышла из ворот своего дома, села на землю, начала дергать и жевать одуванчики и плакать. Из расспросов выяснилось, что баба Тоня живет со своим сыном-инвалидом I группы, но всю пенсию у них забирает ее внучка Анастасия, еды не приносит. Виктория обратилась ко всем желающим помочь с продуктами для бабушки.

История вызвала бурю эмоций у пользователей соцсетей. В тот же день в Максимовку привезли месячный запас продовольствия. На бабу Тоню обрушилась лавина народной любви. Многие приезжали, чтобы сфотографироваться с ней, дарили цветы, подарки, везли одежду, средства гигиены и другие вещи. Продуктов привезли так много, что волонтерам пришлось срочно вывозить часть из них в детдом.

Власти тоже откликнулись. Были проверены условия жизни бабушки, сотрудники местного отдела опеки взяли ситуацию на контроль. Чиновники пояснили, что бабушка имеет проблемы с психическим здоровьем и ей требуется медобследование.

«Простые люди из Инстаграм»

Спустя несколько дней внимание к пенсионерке поутихло, но, как выяснилось, несколько горожан настолько прониклись историей бабы Тони, что решили помогать ей бесплатно на постоянной основе. В их числе - 36-летний волонтер Руслан Ишмухаметов. Он - инвалид первой группы, несколько лет назад получил перелом позвоночника и теперь передвигается, опираясь на трость. В Максимовку уже больше месяца он приезжает с другого конца Уфы – из Демского района.

«В первые дни всей этой истории прочитал в соцсетях, что в доме у бабушки завелись клопы, - вспоминает Руслан. – У моего знакомого фирма, которая как раз этим занимается. Я приехал, чтобы помочь вывести насекомых. Клопов в доме не оказалось, но я решил, что буду помогать регулярно. Сейчас, если честно, уже скучаю по бабушке, если долго не вижу».    
   

За месяц круг сопереживающих вокруг бабы Тони сильно сузился. С ней остались семь-восемь самых активных волонтеров. В их числе – владелица частной клининговой компании, студенты и живущая неподалеку женщина, которая раньше не знала, что происходит у соседки. По их словам, все они - «простые люди, которые увидели пост в Инстаграме.

В планах – создание фонда

Волонтеры приезжают в Максимовку по несколько человек каждый день, и ведут хозяйство: расплачиваются по счетам, покупают продукты, готовят, убираются. Они открыли благотворительный сбор, чтобы оплатить накопившийся долг за газ размером свыше 30 тысяч рублей. На пожертвования неравнодушных проводят ремонт. Одна из мебельных фирм Уфы подарила кухонный гарнитур, кто-то привез холодильник. Сейчас постепенно закупают материалы для других работ.

Развлекательная программа – тоже часть работы «команды бабы Тони». Волонтеры периодически возят куда-нибудь свою любимицу – на благотворительный концерт или в гости к другой бабушке.

Активисты завели аккаунт в Инстаграме, где регулярно публикуют фотографии и видео, как живет их подопечная. «Баба Тоня – божий одуванчик» - так подписана страница. Изначально посты были посвящены только героине. Теперь энтузиасты пишут и о других людях, которым помогли: бездомным, другим одиноким пенсионерам. Они уже всерьез обсуждают создание благотворительного фонда на базе своего внезапно возникшего движения.

«Без фонда мы не имеем права собирать деньги, - поясняет одна из помощниц бабы Тони, 40-летняя Елена Иванова. – Вообще-то у бабушки есть пенсия, но накопился долг за газ, еще нужно провести воду, а кроме того, деньги нужны на ремонт. И на помощь другим людям, если мы будем развиваться в этом направлении».

Не могут решить, кто прав

Активность волонтеров, впрочем, не все воспринимают однозначно. По факту это чужие люди, которые не являются официальными опекунами пенсионерки и ее сына. По закону они не имеют права решать финансовые и хозяйственные вопросы женщины. Чиновники после проверки ситуации заявили, что опекунство планируется оформить на внучку Анастасию, на которую изначально жаловалась пенсионерка случайной прохожей. С этим не согласны волонтеры, которые считают, что родственники должным образом не заботились о бабушке.

Внучка и ее супруг уверены, что обвинения в их адрес необоснованны. Пенсию пока все также забирает Анастасия, хотя официального опекунства у нее нет. Со слов ее мужа, женщину после всего, что произошло, буквально затравили в соцсетях.

«Все, что изначально написали журналисты, - выдумка полная, - говорит супруг Анастасии. – Мы постоянно привозили продукты. Но баба Тоня – старый больной человек, и этим всё объясняется. Раньше она была в здравом уме, ухаживала за сыном, как могла, но в прошлом году, после того как ее внука посадили, ее состояние резко ухудшилось: стали появляться провалы в памяти. Она часто надумывает плохое, плачет, ходит как потерянная. И даже сейчас, когда столько народу вокруг нее, может выйти на улицу, сесть и плакать».

Волонтеры не верят словам родственников, так как бабу Тоню, по их словам, «трясет от одного имени внучки».

Сама 84-летняя женщина сказала корреспонденту «АиФ-Уфа», что счастлива только сейчас, когда получила «человеческое отношение». О волонтерах она отзывается как об «хороших ребятах», но что делать с оформлением опекунства, пока не решила.

«Что делать? Я не понимаю, как быть и кого слушать. Я не знаю!» – призналась она и начала тихо плакать.

К добру ведет резонанс

История пенсионерки из Максимовки – не единственный пример массового порыва помочь старому, больному или одинокому. Как показывает практика, такие случаи часто происходят после публикаций в СМИ или социальных сетях.

Так, в 2012 году предметом всеобщей любви и сострадания стала бездомная Наиля-апа, которую в народе прозвали «татарской бабушкой». Женщина жила на железнодорожном вокзале Уфы около шести лет, не имела паспорта, в приют идти не хотела и мечтала уехать домой. На нее, впрочем, никто не обращал внимания, пока в социальных сетях не появилась ее фотография. На вокзал сразу отправилась масса людей, желающих покормить несчастную бабушку и помочь ей с оформлением документов.

В 2016 году вся Уфа разом пожалела безногого бомжа из уфимского микрорайона Шакша Андрея Соколова, который замерзал зимой в брошенной машине. Журналистам мужчина рассказал, что его бросила жена, когда он потерял ноги, что он не пьет, никогда не просит деньги у прохожих и хочет работать. Правда это была или нет, неизвестно, но огромное количество людей приезжали на окраину Уфы, покупали инвалиду продукты, кто-то подарил ему часы и мобильный телефон. Несколько уфимцев даже заявляли, что готовы приютить бомжа.

На 86-летнюю уфимку Лялю Хазиеву, которая продавала на рынке самодельные авоськи, интернет-слава обрушилась в 2017 году. Фото с призывом купить у трудолюбивой бабушки сумку облетело социальные сети, и пенсионерка, которая годами никем не замеченная торговала на рынке, стала объектом всеобщего восхищения и уважения. Десятки людей поехали на место, где она стоит, чтобы приобрести у нее товар. Волонтеры помогли пожилой женщине расплатиться с долгом по коммуналке, поклеили в квартире обои, установили новую дверь.

Директор Института стратегических исследований РБ Азат Янгиров:

«Общество стало более человечным. Социально одобряемые или порицаемые действия диктуются нашим окружением, и в этом плане высока роль общественного мнения, в том числе выраженного в социальных сетях и средствах массовой информации. Социологические исследования, проводимые нашими учеными, это тоже подтверждают - снижается уровень насилия как в семье, так и в обществе, люди склонны коммуницировать и доверять друг другу. Это особенно свойственно молодому поколению».