Реконструкция сада Аксакова в Уфе натолкнулась на возмущения со стороны горожан. В ходе осмотра объекта глава Башкирии Радий Хабиров назвал его «недолюбленным». Общественники, главным образом в лице историков и краеведов, убеждены, что зона отдыха в полном порядке, и грядущие изменения не сулят ему ничего хорошего. В ситуации разбирался UFA.AIF.RU.
«Мнение холопов не интересует»
Проект реконструкции сада разработан коллективом архитекторов Мастерской Дмитрия Винкельмана (авторы проекта «АРТ-Квадрат» и реконструкции исторического центра г. Бирска). Работы идут полным ходом, цена вопроса – 243 млн рублей. Согласно проекту в саду появятся летний амфитеатр, набережная, литературная гостиная, событийная площадка, детская и игровая площадки. Пруд очистят от мусора и водорослей, на берегу установят скамейки. Заявлены также демонтаж металлического арт-объекта «Аленький цветочек», обновление зелёных насаждений и прокладка пешеходных дорожек. Но самым большим потрясением для уфимцев стала «конструкция из современных материалов», которой заменят ворота с чугунными створками со стороны ул. Новомостовой.
«Вместо классицизма парк приобретёт черты современного техностиля, – считает искусствовед, лидер «Архзащиты Уфы» Кристина Абрамичева. – Что само по себе неплохо, но не в случае, если речь идёт об объекте культурного наследия. Современная входная группа, амфитеатр и прочие планируемые элементы стилистически не соответствуют общему архитектурному облику и стилю сада».
«Все парки Уфы становятся похожими друг на друга, теряют свою идентичность. Почему нельзя за эти деньги сделать проект, который соответствовал бы стилю парка?» – задается вопросами общественница Зульфия Байбурина, разославшая в органы власти целую серию обращений по этому поводу.
По её словам, концепция реконструкции сада Аксакова широко не обсуждалась: на общественные слушания, которые прошли в рабочее время, «согнали» студентов одного из колледжей. Но даже они высказались за максимальное сохранение исторического облика сада. По словам активистки, требования повторных слушаний с учётом пожеланий горожан были проигнорированы. «Мнение холопов никого не интересует, когда на кону такие деньги», – вторят общественникам пользователи соцсетей.
«Заказчиком работ выступил город, все положенные обсуждения прошли, – заверил Дмитрий Винкельман корреспондента UFA.AIF.RU. – На одном из них были замечания относительно устройства литературной гостиной, усиления исторической составляющей в дизайне парка и устройства новой сцены (это было пожелание администрации района, поскольку в парке проводятся культурные и общественные мероприятия)».
Где здесь классицизм?
«К сожалению ничего классицистического в саду Аксакова никогда не было, – считает Дмитрий Винкельман. – Исключение – входная коллонада со стороны улицы Пушкина, прекрасный образец советской послевоенной архитектуры. Она будет сохранена и восстановлена. Другое дело – Видинеевский летний театр, образец русского деревянного стиля конца 19 века – его нет уже 30 лет, но в памяти горожан он остался и во многом определяет наше восприятие. Мы разделяем эти чувства, но пока восстановить это уникальное строение не представляется возможным. Стилистика театра отразилась во всех элементах благоустройства, которые мы внесли в парк: в дощатой облицовке из профилированной доски, деревянной резьбе, рисунке мощения событийной площадки. Надеюсь, есть шанс восстановить и само здание театра, поэтому место, где оно стояло, останется свободным: под заасфальтированной площадкой сохранился фундамент здания – он является объектом культурного наследия. Планируем устроить там газон, где разместятся пленэрная площадка для молодых художников, постаменты с декоративными элементами, скульптурами, возможно – временные экспозиции. То есть место, где жила Мельпомена, останется территорией творчества, креатива».
Сергей Минеев, руководитель подрядчика, компании «Альбит», подтвердил, что проектировщики постарались бережно отнестись к деталям, чтобы сохранить исторический флёр сада.
Проект под копирку?
Своё мнение выразили и пользователи соцсетей. «Как надоели эти проекты под копирку: арт-объекты, амфитеатры, широкие дорожки и много плиточного пространства вместо зелени». «Разве это сад? В саду должно быть много деревьев, газоны, цветники, аллеи, чтобы можно было отдохнуть в тенёчке». «Всё реконструкции в Уфе сводятся к уничтожению зелёных насаждений и укладке асфальта низкого качества». «Судя по фото, ещё и деревья вырубят. А ведь главное, что привлекает в этом саду – это как раз деревья и озеро», – пишут уфимцы.
«Дерево, как любой живой организм, стареет, и убирать его надо вовремя, пока оно не умерло “своей смертью” и не упало, – говорит Винкельман. – Но парк содержится хорошо, большинство деревьев – здоровые. В ходе работ будут спилены всего 3(!) аварийных дерева: берёза, тополь и американский клён. Заверяю: ради прокладки дорожек или установки новых элементов не будет срублено ни одно дерево. Напротив, будут посажены массивы деревьев, которые закроют окружающие парк заборы кабельного завода и офиса “Лукойл” – взгляд будет упираться в зелень, а не в профнастил и решетки. А асфальтовые поля в верхней части парка заменим на газоны и детскую зону».
По словам архитектора, в дополнение предложено установить в парке две скульптурные группы, усиливающие его характер, как аксаковского. Одна из них, пятифигурная, символизирует семью и счастливое детство. Поскольку сад связан с детскими годами Сергея Тимофеевича Аксакова (на этом месте стоял дом, где родился писатель), он будет изображен ребёнком, а не привычным седым старцем, на плечах отца – очень важного в его жизни человека, рядом с матерью и сестрами. Это скульптурная группа расположится на месте нынешнего «Аленького цветочка». Вторую скульптуру установят среди деревьев, это будет ключевой эпизод из знаменитой сказки: момент превращения чудища в человека. Эскизы выполнил питерский скульптор, уроженец Уфы Илья Литвинов.
«Повторяю: мы наоборот вносим историческую стилистику в парк, – резюмирует Винкельман. – Она будет выдержана в ретро-светильниках, форме скамеек, мощении дорожек на главной, исторической аллее, идущей вдоль озера и являющейся предметом охраны. И в целом – в саду не будет никакого пластика, только деревянная облицовка и металл. Непонятно также, почему на фоне критики благоустройства у ценителей истории не вызывает отрицания и негатива безобразное здание кафе у главного входа? Не приходилось слышать протестов против жуткой асфальтовой площадки окруженной железобетонным забором кабельного завода, против разваливающейся деревянной декорации, в которой кто-то видел уфимский кремль, против вряд ли уместной в историческом парке имитации АЗС».
Когда и кого спросили
В администрации города, отвечая на запрос редакции, сообщили, что голосование по благоустройству сада Аксакова прошло на платформе 2.gorodsreda.ru в рамках федерального проекта с 15 апреля по 30 мая 2022 года. Именно за этот объект высказалось большинство жителей столицы республики, хотя были представлены и многие другие. Общественное обсуждение с горожанами состоялось 20 декабря, в нем участвовали порядка 60 человек, в числе которых были активные жители всех возрастов, а также представители муниципалитета и депутаты.
«Жители в анкетах обозначили проблемы территории. В основном, это устаревшая детская площадка, отсутствие доступа для маломобильных граждан населения на набережную озера, общего стиля сада, забор внутри, неблагоустроенные участки и др., – говорится в сообщении администрации города. – В числе преимуществ жители отметили удобное расположение в центре города, визитную карточка зоны отдыха – озеро с лебедями, тенистый озелененный сад. Предложения от населения были учтены при разработке проектной документации».
На днях Радий Хабиров сообщил, что входную группу со стороны ул. Пушкина по причине её ветхости и, как следствие, опасного крена снесут и восстановят из натурального камня. Открытие обновлённого парка запланировано на 30 сентября этого года, ко дню рождения С. Аксакова.
Между тем, как сообщили в «Архзащите Уфы», согласно п. 8.1. приказа Башкультнаследия № 76 от 25.03.2019, центральная входная группа, «выполненная в традициях сталинской неоклассики середины ХХ века» является предметом охраны как часть объекта культурного наследия (ОКН). Согласно ст. 243 УК РФ уничтожение или повреждение ОКН наказывается штрафом в размере до 3 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до 3 лет, либо обязательными работами на срок до 400 часов, либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо лишением свободы на тот же срок.