Генплан со странностями. Новый документ о будущем Уфы вызывает вопросы

Очередной генплан не внес ясности, как будет развиваться Уфа. © / ufacity.info

Численность населения вырастет, но дефицита мест в детсадах и школах не будет. Частный автопарк увеличится, но горожане пересядут на общественный транспорт. Зелёные насаждения сохранят, но исследуют их как «потенциал для застройки».  Всё это – не факт и не догма, а лишь взгляд на развитие Уфы до 2040 года глазами специалистов Института генплана Москвы.

   
   

Работа над новым генпланом была начата в 2019 году. Документ планируется представить на общественные слушания ближе к лету, когда он будет полностью готов.

Старые песни о трамвае

По мнению столичных проектировщиков, основными принципами нового генплана должны стать сбалансированное развитие транспортной и инженерной инфраструктуры, полная обеспеченность горожан социальными объектами, защита зелёного пояса, гармоничное сочетание новой застройки и объектов культурного наследия.

Согласно новому генплану, к 2040 году население Уфы вырастет до 1,25-1,3 млн человек. К тому времени лишь 35% пассажирских перевозок будет приходиться на частный автотранспорт (сегодня – 50-60%). И это при том, что автопарк вырастет до 350 авто на 1000 человек (2020 – 290), а среднее время поездки на машине сократится с 38-40 до 31 минуты. Доля перевозок общественным транспортом, наоборот, возрастёт, а поездка займёт не 45-50, как сейчас, а 38-40 мин.

Как заявила замруководителя архитектурно-планировочной мастерской  Наталья Чернышова, горожане будут перемещаться главным образом на трамвае. Планируется сохранить действующую сеть трамвайных путей, соединить скоростной линией центральную и северную части города, что позволит увеличить протяженность трамвайной сети с нынешних 35 до 120 км. Заявление весьма странное, если вспомнить стойкую нелюбовь уфимских властей к этому виду электротранспорта.

«Происходит эволюция сознания, – объяснила Чернышова. – Дорастают, созревают решения более аргументированные, более правильные».

Главный архитектор Уфы Олег Байдин добавил, что за пример можно взять европейские города и вернуть трамвайное движение в историческую часть Уфы. Кроме того, его предлагается пустить в Инорсе и Сипайлово, в перспективе – в Забелье и Зауфимье.

   
   

«Хотя есть ещё планы по городской электричке как скоростного вида транспорта, но всё-таки базовое – это трамвай. Пока мы рассматриваем вариант на проспекте Октября», – отметил Байдин.

Впрочем, как добавил чиновник, денег на реализацию этого масштабного проекта у города нет: вся надежда на частных инвесторов или кредитные средства.

Кроме того, для снижения остроты транспортной проблемы в столице построят ещё девять мостов, 24 авторазвязки, восемь транспортно-пересадочных узлов и один путепровод.

Застройщик косится на лес

А вот облик новой Уфы, судя по всему, будут формировать в большей степени не архитекторы и проектировщики, а девелоперы. Уфа – единственный российский миллионник, где региональным законодательством о градостроительной деятельности не предусмотрено согласование проектов на предмет их соответствия архитектурно-строительному облику города. Поэтому, отметил Байдин, муниципальные власти и Главархитектура не могут ограничить высотность зданий в проектах застройщиков.

Не всё так очевидно и с развитием рекреационных зон и зеленых насаждений – не хватает необходимой информации. Без неё разработчики не могут чётко прописать, как эти территории должны быть обустроены в городском пространстве. По данным Главархитектуры, «потенциал зеленых насаждений огромный, есть с чем работать»: площадь лесных массивов Уфы составляет 21 тыс. га (средняя норма в российском городе – 3-5 тыс. га). При этом чиновник не уточнил, что уфимский зелёный пояс сосредоточен главным образом на городских окраинах и представляет собой природные массивы, что делает их малодоступными для прогулок и занятий спортом. Уклонились чиновники и от комментариев по поводу активного наступления застройщиков на заповедные лесные территории вблизи санатория «Зелёная роща» и лимонария.

«Нам нужна работа, которая обосновывала бы расположение этих лесов, и то, каким образом они работают, – отметил Байдин. – Их видовой, сортовой состав, где они стоят и какую функцию несут. Кроме того, есть уникальные природные зоны, которые ценны сами по себе. Эта работа ждёт своего исполнителя».

По словам руководителя архитектурно-планировочного объединения территориального развития Института Генплана Москвы Александра Котенкова, благоустроенные массивы сохранят, судьба остальных пока не решена.

«Нам нужно доанализировать зелёную зону Уфы,  – отметил он. – Есть определённые зеленые насаждения, действительно в хорошем состоянии, имеющие экологический эффект. А есть территории, за которыми нужен уход и которые ещё должны стать рекреационными зонами. Те, которые не ухожены, будем отдавать под рекреационные зоны, чтобы для жителей это было место досуга».

Баланс центра и окраин

Согласно генплану, к 2040 году площадь жилого фонда Уфы должна составить 43,3 млн кв.м. (сегодня – 27 млн кв.м.). Впечатляют и заложенные в документе темпы роста социальной инфраструктуры: число мест в детских садах вырастет почти в два раза – с 43,3 тыс. до 79,5 тыс., в школах – более чем вдвое, с 92 тыс. до 218 тыс. В 2,5 раза увеличится площадь плавательных бассейнов, более чем вдвое – площадь помещений для культурного досуга, почти вдвое – для занятий физкультурой. При этом развитие районов города и насыщение их социальной инфраструктурой необходимо сбалансировать.

«В отдалённых районах нет рабочих мест, а значит, мы должны насыщать их общественной функцией для их создания, – объяснил Александр Котенков. – Центральные районы – это исторический каркас, который надо поддерживать. Кроме того, здесь необходимо создавать комфортные условия проживания».

В новой истории Уфы представленный генплан – далеко не первый. Но пока ни один из них не смог «угадать» динамику численности населения и развитие инфраструктуры города. Так, документ, выполненный архитекторами из Петербурга в 1995 году, предусматривал, что через 20 лет, то есть к 2015 году, население Уфы вырастет до 1,2 млн, а застройка останется типовой. Вышло с точностью наоборот: жителей заметно не прибавилось (1,12 млн чел.), зато бурно расцвела точечная застройка. Бум индивидуального пригородного строительства породил властные решения о развитии Забелья и Зауфимья. Генплан 2006 года, напротив, был рассчитан на то, что население Уфы составит 1,13 млн человек лишь к 2025 году, а фактически этот показатель достигнут в 2019 году.

После 2010 года власти стали убеждать горожан, что ещё не исчерпан потенциал самого Уфимского полуострова. Как результат – плотная застройка исторического центра псевдоэлитным высотным жильём, сопровождаемая сносом объектов культурного наследия и появлением в менее престижных районах многоэтажных «скворечников».

Напомним, разработку генплана планируется завершить до конца 2020 года, на эти цели направлено 97 млн рублей. Но, как заметил Байдин, городские власти не могут гарантировать его соблюдение. Для этого нужны «политическая воля» и финансовые гарантии: «Он сам по себе не исполняется».

Многих членов архитектурного сообщества смутил кулуарный характер обсуждения документа.

«Уровень байдинских слушаний очень низкий, – говорит архитектор Валерий Сафаров.  - Помню, в 2011 году Рустэм Хамитов тормознул согласование территориальной схемы развития Башкирии. Слушания проводились в Белом доме, со всеми министрами! Где сегодня мэр, депутаты, советники президента? На наш Союз (архитекторов. – Ред.) и подавно наплевали...»

Зато у горожан появилась возможность выразить свою личную позицию. На сайте Института генплана Москвы представлены три возможных варианта развития города: полицентричный, рассредоточенный и компактный. Уфимцев пригласили к обсуждению проекта, опрос продлится до середины марта.


Мнение эксперта

Архитектор Рудоль Авсахов:

«Новый генплан представляет собой набор противоречий. Вот лишь часть из них. Информация о прогнозируемой демографической яме каким-то чудесным образом переходит в значительный рост населения. Одной из основных ставится задача развивать город с учётом агломерации, но тут же обнаруживается отсутствие пригородных поселений, миграционные потоки от которых ложатся на его транспортную структуру. Объявлена протекция зелёного пояса, но он же рассматривается как резерв для жилищного строительства....

Первый же взгляд на транспортный каркас даёт основание, что авторы решили повторить грубые ошибки предшественников. Так, генпланом 70-х годов предусматривалась связь Дёмы вдоль железной дороги с Черниковкой. Но за прошедшие полвека не появилось ни моста, ни огромного сноса исторической застройки, ни масштабных земляных работ. Но главное в том, что по причине запредельного перепада рельефа такую трассу невозможно увязать с существующей дорожной сетью. Неоправданной преемственностью можно объяснить и нереальное число мостов и сотни километров новых трамвайных линий.

Каждый из последних трёх генпланов страдал этим же прожектерством и утопией – иначе, видимо, трудно оправдать трату значительных средств на этот пессимистический документ. При этом грубо нарушаются права уфимцев на участие в вопросах развития города, заведомо устраиваются гонки, в которых граждане не имеют возможности ни понять замыслы, ни высказаться по ним.

В Казани эти же авторы получили множество замечаний и во главе с мэром исправляют многочисленные недоработки с учётом пожеланий горожан. А наш главный архитектор вместо того, чтобы отстаивать интересы уфимцев, встал на позицию ускоренной защиты своего документа».

Кстати
Руководитель Госкомтранса Тимур Мухаметьянов сообщил, что проектом «Городская электричка» при модернизации южного железнодорожного обхода Уфы предусмотрена прокладка ветки длиной 3,7 км к аэропорту «Уфа». Проектирование планируется завершить в следующем году, строительно–монтажные работы – в 2024-м. Стоимость проекта оценивается в 6 млрд руб. на паритетных началах республикой и РЖД. В будущем кольцевая железная дорога свяжет с городом не только аэропорт, но и сёла Чесноковка, Зинино, Шмидтово, Шамонино, Русский Юрмаш. О востребованности этого вида транспорта говорит то, что с сентября по декабрь 2019 года пассажиропоток на участке Дёма – Шакша вырос на 30%.