Общеизвестно, что чем более сложным является техническое сооружение, тем большего внимания оно к себе требует. Система магистральных трубопроводов, по которым транспортируются нефть и нефтепродукты, в этом смысле не исключение, тем более, что по своей сложности и масштабу с этим инфраструктурным сооружением в России мало что может сравниться. В сфере ответственности АО «Транснефть – Урал» находится более 8 тысяч километров магистральных трубопроводов в семи регионах России и в Северном Казахстане. Обеспечение их бесперебойной работы – задача сложная и важная. Особую роль в ее решении играют ремонтные подразделения.
Без шумных торжеств
В этом году центральные ремонтные службы (ЦРС) всех филиалов АО «Транснефть – Урал» (Туймазинского, Черкасского, Арланского, Челябинского и Курганского нефтепроводных управлений) отмечают 20-летие с момента своего создания. Юбилей этот, правда, трудовой, и проходит без шумных торжеств: поздравили друг друга, пожали руки, и вернулись к своей непростой повседневной работе.
Конечно, ремонтные подразделения в нефтетранспортных предприятиях существовали и раньше, ведь нефтяные магистрали требовали ремонта и 30, и 50 лет назад. Но в 2001 году вместо аварийно-восстановительных пунктов, которые имелись при каждой перекачивающей станции, были организованы (но уже на базе филиалов) ремонтные службы в их современном виде: хорошо оснащенные и высокопрофессиональные.
«Центральные ремонтные службы – пожалуй, самые мобильные подразделения нашего предприятия, – говорит заместитель генерального директора АО «Транснефть – Урал» по эксплуатации Ильдар Хузиахметов. – Хотя в каждом филиале есть своя ЦРС, очень часто бывает так, что ремонтники из разных филиалов на том или ином объекте работают вместе – оказывают друг другу техническую помощь. Не редкость и случаи, когда наши бригады ЦРС отправляются на помощь коллегам из соседних организаций «Транснефти» – например, в Удмуртию, Татарстан или Тюменскую область».
Качественные изменения
В распоряжении ЦРС – широкий спектр техники и оборудования: передвижные насосные установки, автокраны, трубоукладчики, бульдозеры и экскаваторы, мобильные электростанции и сварочные агрегаты. Практически вся техника на шасси повышенной проходимости: магистральные трубопроводы проложены в основном вдали от дорог и населенных мест, но персонал ЦРС это не должно останавливать.
Большую часть времени ремонтные бригады проводят в командировках. Конечно, не редкость работа на нефтеперекачивающих станциях, но гораздо чаще ремонтники трудятся на трассе – вдали от населенных пунктов и домашнего комфорта. Впрочем, насчет отсутствия комфорта можно поспорить.
«Если вспомнить ситуацию прошлого века, то можно сказать, что с тех пор условия работы ремонтных подразделений качественно изменились. Раньше недоставало техники, обеды разогревали на работающем двигателе, рабочие были одеты в обычные ватники. Сейчас в распоряжении ремонтных бригад имеется все необходимое, чтобы после смены рабочие могли привести себя в порядок и полноценно отдохнуть, восстановить силы – мобильные жилые домики, передвижные столовые, которые обеспечивают горячее трехразовое питание», – говорит заместитель генерального директора АО «Транснефть – Урал» по персоналу и общим вопросам Аскар Аминов.
Будни в труде и учениях
Работники обеспечены всеми необходимыми средствами индивидуальной защиты, включая современную спецодежду, которая учитывает специфику той или иной профессии. Так как ремонтные бригады работают в основном, «в поле», все работники вакцинированы от клещевого энцефалита, ну а с учетом реалий сегодняшнего дня приняты все меры и для защиты от коронавируса.
Бригады ЦРС – еще и неизменные участники регулярных учебно-тренировочных занятий. На учениях, которые проводятся и на линейной части трубопроводов, и на перекачивающих станциях, персонал отрабатывает свои действия – так, чтобы в реальной обстановке сработать не только качественно, но и оперативно. И все это – ежедневная работа, учения, освоение нового оборудования и техники – подчинено одной цели: сделать так, чтобы многие и многие тысячи километров магистральных трубопроводов работали без сбоев.
Свой юбилей коллективы ремонтных служб встречают в привычной обстановке – большая часть бригад ведет плановые работы, остальные готовятся к выезду на линейную часть или только что оттуда вернулись. Постоянное движение, смена пейзажа, тяжелый, но такой нужный и важный для всей страны повседневный труд – такова специфика их работы.