Деньги утекают в центр. Почему озеро Кандры-куль в Башкирии застряло в СССР

Скамейки и песочницы у озера не меняют уже несколько десятилетий. © / Природный парк "Кандры-Куль"

Вокруг озера Кандры-куль, одним из любимых мест отдыха туристов, в очередной раз разгорелся скандал. Начальник одноименного природного парка Талгат Шарифуллин заявляет, что все собранные с отдыхающих средства уходят в централизованную бухгалтерию Дирекции ООПТ. А на развитие, благоустройство территории денег совсем не остается: якобы именно поэтому в зоне отдыха продолжают стоять скамейки и беседки советских времен. Руководство дирекции в ответ заявило, что именно по Кандры-кулю больше всего жалоб от отдыхающих, и недовольного руководителя уволило. В ситуации разбирался UFA.AIF.RU.

   
   

«Рады менять – не на что!»

Озеро Кандры-куль – второе по величине в Башкирии. Оно расположено в 150 км на запад от Уфы и широко известно своей чистой водой и живописными пейзажами вокруг. Каждый летний сезон здесь отдыхают тысячи туристов не только из Башкирии, но и из соседних регионов. За въезд на территорию природного парка берут плату по 250 руб. с человека, еще около 100 руб. в сутки нужно платить за парковку авто. По берегам участки арендуют многочисленные базы отдыха. Одним словом, источники дохода есть.

Директор природного парка «Кандры-куль» Талгат Шарифуллин возглавляет его последние 4 года и подтверждает, что деньги успешно собираются. Только вот на благоустройство направлять нечего.  Все это время, по его словам, он ведет «борьбу за выживание», постоянно конфликтуя с руководством Дирекции ООПТ из-за финансов. В первый же год работы его увольняли под предлогом того, что он не прошел испытательный срок. Но подкованный в юридических вопросах мужчина восстановился через суд. Затем пытались воздействовать запретом на использование служебным автомобилем, но директор и тут отстоял свои права. По мнению Шарифуллина, все эти претензии – лишь повод, а истинная причина в том, что он выступает против несправедливого, на его взгляд, механизма распределения средств.

«До 2015 года все средства, которые зарабатывал природный парк, оставались на его развитие. Но затем была создана централизованная бухгалтерия Дирекции ООПТ, и теперь все деньги уходят туда. С базами отдыха нам запрещено заключать прямые договоры, – поясняет он. – В пандемийный 2020 год мы собрали 7,5 млн рублей, в 2021 году – 13 млн, 2022-ом - 16 млн, в прошлом году – 12 млн, в этом – пока 8,5 млн. Все эти деньги можно было бы направить на развитие территории, создание нормальных условий для отдыха. Но мы получаем обратно всего 1,5-2 млн, почти все уходит на оплату услуг по вывозу мусора в рамках договора с регоператором. А нам нужно обновить береговые линии, построить новые раздевалки. У нас дорог 1,7 км – я на ямочный ремонт второй год деньги прошу. Люди приезжают и говорят: ничего не меняется. Но мы бы и рады менять – не на что!».

Охрана подорожала, а работы меньше?

В этом году конфликт руководителя природного парка с дирекцией усилился из-за контрактов с охранными организациями. Так, по данным Шарифуллина, в 2023 году частной компании из Октябрьского было выплачено 937 тыс. рублей. В 2024 году работать на КПП пришли сотрудники подрядчика из Туймазов, причем согласно изменениям в гражданско-правовой договор их услуги теперь обходятся в 3,2 млн рублей. Талгат Шарифуллин заявил, что неоднократно направлял служебные записки в дирекцию по этому вопросу, но ему, по его словам, не ответили.

В природном парке также остро стоит и кадровая проблема. Зарплата  шести инспекторов ООПТ – 20-21 тыс. рублей. Молодежь привлечь нереально, работать идут только пенсионеры. Сам директор, по его словам, в месяц получает 35-36 тыс. рублей. Но вместо желаемого повышения зарплаты в начале августа руководство сообщило о сокращении фонда заработной платы.

   
   

«Пригласили в Уфу и заявили: 90% всех жалоб по «Кандры-кулю». И выдали распоряжение об увольнении меня с 15 октября в связи с уменьшением объема работы и сокращению фонда заработной платы!»

Отдых в «бараках»

Пока руководство парка и дирекции не может договориться по финансовым вопросам, туристы остаются без достойных условий для отдыха. Жалоб действительно много. Отдыхающих возмущают морально устаревшие объекты благоустройства, отсутствие дороги, мусор, грязные туалеты.

«Когда это цена за посещения озера стала 250 рублей с человека? Неважно, на машине вы или нет… Про туалеты вообще лучше промолчать - тупо дырка, за чистотой даже никто не следит, туда зайти невозможно. Ужасно, не рекомендую!» - пишет в соцсетях один из отдохнувших на озере.

«Цены на жильё необоснованно завышены почти во всех базах, там, где отдыхали мы – это бараки времен СССР, антисанитария полная, туалет старый и грязный, душ - холодная струйка, шум и музыка до пяти утра. В номерах отсутствует элементарно столики и стулья, свет тусклый, мебель очень старая, по поводу пляжа – грязный, берег не убирают. Хотя вход на пляж 250 рублей с человека, вода мутная, много водорослей, воняет тиной. В общем, сервис ноль. Очень пожалели, более не ногой!» - пишет туристка, отдыхавшая в природном парке в 2023 году.

«Поехали мы на машинах, и полностью испытали прелести бездорожья, как только съехали с трассы, началась проселочная дорога, где нет асфальта, - делится другая туристка. - Так и хочется сказать: ау, вы разве не заинтересованы, чтобы такие места, как Кандры-куль, привлекали туристов? Смутило еще и то, что вокруг было очень много мусора».

«Затраты растут»

В Дирекции ООПТ подтвердили, что жалобы от туристов поступают, но заверили, что все они оперативно рассматриваются. Основная часть обращений касается мусора, грязных туалетов и размера платы за посещение. Но вместе с тем, как отметил руководитель Дирекции ООПТ Тагир Бадертдинов, растут затраты на содержание территории.

«Сокращение ряда должностей в природных парках связано с уменьшением объема работ, увеличением затрат на содержание и необходимостью оптимизации численности работников с учетом нагрузки, - прокомментировал Тагир Бадертдинов. -  Большая часть доходов от парка направляется на заработную плату, вывоз мусора, охрану, уборку территории, коммунальные расходы (электричество, услуги ассенизатора). В каждом природном парке ежегодно проводятся различные культурно-массовые мероприятия (например, «Кандрыкульская волна», «Спартакиада геофизиков», различные детские конкурсы), влекущие соответствующие расходы».

Что касается работы охранной организации, то как пояснил руководитель, по факту оплаты роста расходов пока нет.

«Охранная организация определяется на торгах, может участвовать любой желающий. Заключаем контракт с тем, кто предложил наиболее выгодные условия. В текущем году цена контракта больше. Но мы оплачиваем по фактическому отработанному времени. В этом году сумма выплаченных охране денежных средств значительно меньше, чем в прошлом году, - пояснил директор. - К тому же нас постоянно проверяют прокуратура, Контрольно-счетная палата, Управление экономического безопасности и противодействия коррупции МВД РБ. Они изучали все контракты, в том числе и по охране. Нарушений не выявлено, претензий к нам по этому поводу нет».

Попытки руководителя «Кандры-куля» добиться выделения дополнительных средств на благоустройство, как дали понять в дирекции, безуспешны.

«Природные парки не являются отдельными юридическими лицами, не имеют своего лицевого счета и входят в состав Дирекции по ООПТ. Начальник структурного подразделения исполняет возложенные на него обязанности под руководством директора ГБУ Дирекции по ООПТ РБ», - констатировал руководитель.