«Что-то меня понесло». Как рассматривали дело Шевчука в Уфе

Альбина Зубарева / АиФ

Советский районный суд Уфы 16 августа признал лидера группы «ДДТ» Юрия Шевчука виновным по административному делу о дискриминации Вооруженных сил России. Ему присужден штраф в размере 50 тысяч рублей. Эти деньги музыкант должен заплатить за высказывание на концерте в столице Башкирии 18 мая. О том, как рассматривали дело – в репортаже UFA.AIF.RU.

   
   

В суд не явился из-за карантина

На входе в суд пристав строго спросил, откуда я, и даже сверил фамилию по списку. Аккредитацию, которую устроили на открытое заседание по административному делу, прошли почти все ведущие СМИ, работающие в регионе. Зал, где проходило заседание, был полон журналистов – не осталось ни одного свободного места. Дело рассматривала судья Юлия Егорова, сразу предупредившая представителей СМИ о том, что снимать видео можно только на предварительной части и оглашении решения. Также нельзя было фотографировать во время основной части заседания.

Не с первого раза удалось наладить видеотрансляцию с Дзержинским райсудом Санкт-Петербурга, куда должен был прийти музыкант. Сначала связь почему-то была установлена с городом Миасс в Челябинской области, но после переподключения судья из Питера заявила, что артиста нет. После этого адвокат Шевчука Александр Передрук зачитал пояснение от подзащитного, в котором тот сообщал, что не может присутствовать, так как находится на карантине после контакта с больным коронавирусом.

Адвокат Шевчука Александр ПередрукФото: АиФ/ Альбина Зубарева

В ответ гособвинитель заявил, что полиция по всем имеющимся каналам и контактным данным донесла до подсудимого информацию о запланированном заседании, сотрудники даже приходили к нему домой. Но женский голос по домофону, представившись супругой артиста, заявил, что в то время, когда в Уфе будет проходить процесс, артиста дома не будет. На это адвокат возразил, что все это не имеет отношения к делу.

«Каким образом через домофон вы можете утверждать, что это супруга моего доверителя?» - возмутился он.

Ранее сторона защиты предоставляла заключение экспертов Института филологии и журналистики Нижнего Новгорода, в связи с чем заседание и было отложено на 16 августа. В этот раз Александр Передрук представил ещё одно заключение. Спорные выражения артиста изучила филолог, литератор, судебный эксперт-лингвист Елена Новожилова из Москвы. Она заключила, что в них нет негативной информации о вооруженных силах российской армии.

Адвокат также зачитал объяснение от Шевчука, которое сводится к тому, что он всегда выступал против войн и считает, что любые международные проблемы необходимо решать демократическим путём.

   
   

Основная часть началась с допроса свидетельницы - ею была начальник отделения исполнения административного законодательства отдела полиции №7 в Уфе Рашида Камалова. Она пояснила, что во время концерта находилась в специальном помещении и вышла из него, когда ей доложили, что Шевчук начал высказываться со сцены. Административный протокол на него был составлен сразу после окончания концерта.

«Что-то меня понесло»

Затем были продемонстрированы видеокадры - эпизоды обращений артиста к публике во время концерта, послужившие основанием для возбуждения административного дела. И длительный фрагмент съемки, когда на него составлялся протокол.  Шевчук при этом вел себя спокойно, вежливо отвечал на вопросы, послушно заполнял бумаги, время от времени иронизировал, иногда казалось, что происходящее его искренне удивляет. «Эх, а какой был концерт!» - с чувством воскликнул лидер группы «ДДТ», когда услышал, с какой целью к нему пожаловали полицейские, а затем похвалил стражей порядка, за то, что они «молодцы, вежливые».

Он вынул телефон и стал снимать присутствовавших. В ответ на замечание ответил: «Я нигде не собираюсь выкладывать это видео. Вы же при исполнении».

Тем временем Шевчук вспомнил аналогичную ситуацию в 1985 году, когда на него был составлен протокол о клевете в адрес СССР, тогда артисту грозило два года тюрьмы. «Я такой молодой был, переживал», - признался лидер группы «ДДТ». Когда попросили паспорт, послушно достал его из кармана куртки и передал приставам. В ответ на вопрос, были ли административные протоколы в ближайший год, в том числе за нарушение ПДД, ответил Камаловой: «Я вообще за рулем не езжу, родная!» И вообще, по его словам, он «не мажор», человек иного склада, каким и следует быть рок-музыканту. Также он рассказал, что знает о том, что такое горячая точка не понаслышке и никогда не боялся приезжать в места вооруженных конфликтов с концертами. Только в Чечне артист побывал четыре раза. «Я ничего не дискредитировал. Наши вооружённые силы я уважаю очень», - высказался он, при этом заявив, что спецоперацию на Украине не считает «неправильной».

Ему предложили написать ходатайство, чтобы административное дело рассматривалось по месту регистрации артиста. «Как пишется «ходатайство»?», - поинтересовался он, произнося его на все лады и затем с улыбкой заметил, что «давно не писал этого слова». Эпизод  вызвал смех журналистов в зале суда. Приставы и судья сохраняли серьезные выражения лиц, хотя было похоже, что им это дается непросто. 

На видеосъемке запечатлено, что когда шло заполнение протокола, Шевчуку пришло сообщение от какого-то знакомого о произнесенных им словах, когда он, так сказать, раскрывал понятие Родины во время концерта.  Артист вслух зачитал его и прокомментировал: «Да, что-то меня понесло». От подписания протокола, кстати, Шевчук отказался, но не возразил, когда полицейские захотели с ним сфотографироваться.

Дискредитировали «наполеоновские планы»

Далее стороны приступили к прениям. Адвокат Александр Передрук напирал на то, что доказательная база достаточно скудная. В деле имеется два протокола, по каждому из которых у него нашлась масса замечаний. Обращаясь к суду, юрист апеллировал к свободе выражения точки зрения. Дескать, всем известно, что Шевчук - человек с пацифистской позицией, и сам он этого не скрывает. Также в своей речи он не употреблял слов «армия» и «вооружённые силы». Адвокат полагает, что в действиях Шевчука отсутствует состав административного правонарушения.

Сторона гособвинения. Фото: АиФ/ Альбина Зубарева

Гособвинитель возразил, что протокол, наоборот, обоснованный. Он акцентировал внимание суда на том, что Шевчук произнес свою речь во время концерта, на котором присутствовали 8 тысяч зрителей. Сторона обвинения отметила, что дискредитация - это подрыв авторитета и доверия. А Шевчук подверг сомнению задачи спецоперации  словами «наполеоновские планы», «война», чем совершил подмену понятий. Таким образом, гособвинитель подвел к тому, что состав правонарушения присутствует.

После прений, спустя два с половиной часа после начала заседания, судья Юлия Егорова сообщила, что уходит в совещательную комнату. Спустя 25 минут она вернулась и зачитала обвинительное постановление. Адвокат выразил свое разочарование коротким кивком. Корреспонденту UFA.AIF.RU он сообщил, что планирует подать апелляционную жалобу - в Верховный суд Башкирии. Редакция следит за развитием событий.