«Лаборатория будущего». Как изменились дети за последние годы

Четвертый год в сети исторических парков «Россия – Моя история» в 25 крупных российских городах проходит мультимедийная выставка-практикум «Лаборатория будущего», который является частью федерального проекта «Билет в будущее». По данным исследования, проведенного авторами проекта, российские дети мечтают спасать экологию планеты и бездомных животных, помогать людям с ограниченными возможностями здоровья и заниматься социальным бизнесом или другим ориентированным на человека делом.

   
   

Увлекательный квест

Выставка «Лаборатория будущего» проходит весной и осенью, когда идут занятия в школах. В формате профориентационного квеста учащиеся 6-11 классов знакомятся с рынком труда, отраслями и профессиями под руководством тьюторов. Девять профессиональных сред проекта «Билет в будущее» представлены в интерактивных тематических залах, где ребята подробно узнают и взаимодействуют со специальностями каждой отрасли.

«Мультимедийный профориентационный квест увлекает и впечатляет детей. Это отличная возможность для школьников раскрыть себя и определиться с выбором профессии. На пробе «Социальное предпринимательство» школьники придумывают всевозможные проекты от вполне реальных, связанных с решением конкретных проблем их района или города до фантазийных. Среди проектов особо запомнилась идея создания кафе, которым могли бы воспользоваться маломобильные люди», – говорит Руслан Шамигулов, тьютор Всероссийского проекта «Билет в будущее», экскурсовод исторического парка в Уфе.

По данным Исследовательского центра «Лаборатории будущего», самыми востребованными среди российских детей стали среды «Здоровая», «Комфортная» и «Социальная», то есть такие отрасли, как экология, социальные сфера (инклюзия, безработица, волонтерство, бездомные животные). Также по-прежнему подростков привлекают профессии, связанные с информационными технологиями, с силовыми структурами, в частности со спасением жизни, и с творчеством – это среды «Умная», «Безопасная» и «Креативная».  Особенно подростков притягивают интерактивы по кибербезопасности и виртуальной реальности, секции, посвященные блогингу и созданию контента.

Интерес к рабочим профессиям

Активно школьники проявляют любознательность и творчество в практической части выставки «Социальное предпринимательство», где создают проекты, которые педагоги отмечают для дальнейшей работы в классе. Чаще всего дети предлагают волонтерские программы, экологические проекты по переработке мусора и защите окружающей среды, в том числе от лесных пожаров, проекты для решения проблем людей с ограниченными возможностями, пенсионеров, безработных и бездомных, мигрантов, бродячих животных и другие инициативы для улучшения социальной сферы в стране. 

Данные опроса «Россия – Моя история» подтвердили и всероссийскую тенденцию – интерес мальчиков к рабочим специальностям. На выставке в верности своего выбора убедился Ярослав Котин, девятиклассник из села Тугай Благовещенского района Республики Башкортостан.

«Здесь мое внимание привлекла промышленно-индустриальная сфера, потому что я сам после девятого класса планирую учиться на сварщика-монтажника. Родители одобрили мой выбор, так как эта специальность хорошо оплачивается, а профессия востребована», – поделился Ярослав.   

   
   

Таким образом исследование практикума «Лаборатория будущего» опровергло бытующее мнение о том, что дети не стремятся идти работать и прилагать усилия для своего развития. Напротив, совершенно очевидно, что на смену «поколения телефонов» приходят ответственные и замотивированные будущие покорители поставленных целей, а это уже говорит о многом.

Созданная в жанре мультимедийного квеста выставка-практикум вызвала большой интерес у школьников, многие из которых посетили ее не один раз.

Для участников проекта ранней профориентации «Билет в будущее» мультимедийная выставка-практикум «Лаборатория будущего» в сентябре открылась в 15 исторических парках «Россия – Моя история». В Уфе она начала работать 13 сентября и в ней уже приняли участие более двух тысяч школьников.