«Вход уже ниже уровня земли». В Уфе разрушается старейший храм города

Покровскому храму в Уфе уже более 200 лет © / Наталья Кузнецова / АиФ

В Уфе требует срочной реставрации храм Покрова Пресвятой Богородицы на улице Мингажева, старейший в городе. Он был построен более 200 лет назад, устоял в советские годы гонений на церковь и даже получил статус объекта культурного наследия. Уникальный иконостас удалось сохранить, закрыв его фальшстеной, иконы прятали за листами фанеры. Теперь же, когда уже никто не стремится переоборудовать храм в клуб или склад, над ним нависла угроза разрушения.

   
   

Справка
По данным уфимского историка Павла Егорова, изначально на месте старинного храма было две деревянные церкви – Покровская и Никольская. Первую снесли за ветхостью, а вторая в 1808 году сгорела. Строительство каменного храма началось через пару лет после победы России в Отечественной войне 1812 года стараниями купца Данилы Жульбина и священника Иоанна Бреева. Завершили работы в 1817 году, тогда же был освящен Никольский предел храма. Через четыре года здание пострадало от большого городского пожара, но было восстановлено. В честь Покрова Пресвятой Богородицы церковь освятили в 1823 году.

Поставили на охрану и забыли?

Покровская церковь, которая является образцом русского классицизма, расположена в историческом центре Уфы. Изначально это была улица Сибирская, затем, в результате борьбы с русской топонимикой в советские годы, сначала Будённого, а ныне Мингажева.

Само здание в период ожесточенной борьбы с религией спасло его неудачное, на первый взгляд, расположение – в низине, в частном секторе, вдали от «красных линий».

Впрочем, не тронули только само здание, неприметное посторонним взглядам. Как церковь же оно фактически не действовало с начала в СССР Большого террора – 1937 года. Тогда были арестованы все священнослужители. Еще через четыре года храм закрыли официально. Помещение использовали под склады, мастерские. Затем в 1947 году здание все же поставили на госохрану, сейчас это объект культурного наследия регионального значения. А в 1957 году даже вернули Русской православной церкви. Как своего рода «компенсацию» за когда-то расположенный рядом Троице-Смоленский собор, который взорвали, а на его месте поставили Монумент Дружбы народов. Правда, ни первое, ни второе нормально содержать здание не помогло. Верующие пытались сделать, что умели, кустарным способом. Из бюджета на старинный храм на госохране денег не выделили даже к 200-летнему юбилею.
Покровскую церковь постигла та же участь, что и многие другие памятники архитектуры Уфы. Фото: АиФ

Сыпучий кирпич, ветхая крыша

Издалека Покровский храм красив, но при взгляде поближе режет глаз: стены и кровля сильно обветшали. В этом году здесь начат косметический ремонт, но это лишь на время замаскирует серьезные проблемы. Обновлять объект надо полностью и начинать, судя по всему, придется в прямом смысле слова от самого основания. С северной стороны храма культурный слой вырос примерно на метр.

«Заходя в храм с северной стороны, мы спускаемся в него, а не поднимаемся, как положено, - поясняет настоятель храма, протоиерей Александр Данилов. – Поэтому перед проведением реставрации придется сначала в любом случае снять культурный слой, а в нем коммуникации – водопровод, канализация. И расположены они на уровне промерзания, что создает дополнительные сложности».    
   

Вторая серьезная проблема – фасады. Церковь капитально не ремонтировалась с 1930-х годов, и все это время стены напитывались влагой, промерзали и оттаивали. В результате внешняя часть кирпича стала сыпучей.

Взгляд сверху тоже обнажает проблему отсутствия должного внимания к памятнику архитектуры. Сам подъем на колокольню церкви – дело непростое: деревянные перекрытия старые и непрочные. На крыше уже визуально видны сильные разрушения.

Вид на крышу с колокольни. Фото: АиФ/ Наталья Кузнецова

 «Запечатали» изнутри

Внутри – ситуация не лучше. В старейшем храме города нет фресок в классическом понимании. В советское время стены покрасили обычной масляной краской, позже ей же нанесли лики святых. Это привело к тому, что стены «не дышат», образовалась воздухонепроницаемая «корка». Влага, которая проникает сквозь стены снаружи, остается внутри стен – образуются грибки, плесень. Поэтому изнутри кирпич тоже разрушается. Деформации самой конструкции пока нет, все дефекты внешние – так пока кажется. А как на самом деле – могут установить только эксперты после проведения экспертизы.

Масляная краска способствует разрушению храма. Фото: АиФ

«Нам необходим проект реставрационных работ, как внутренного интерьера, так и фасадов, – поясняет священник. – Но поскольку храм является объектом культурного наследия, то специалисты, которые будут разрабатывать проект, должны иметь соответствующую лицензию. Понятно, что все это сильно удорожает работы. Но проект нам необходим. Без него непонятно даже, какая сумма нам нужна на саму реставрацию, каков риск разрушения храма».

Старинные решетки на окнах. Фото: АиФ

Иконостас спас мусульманин

В Покровском храме сохранились предметы старины – кованые решетки на окнах, литые ступени крыльца. А иконостас в стиле барокко работы Флегонта Королёва является самостоятельным объектом культурного наследия. Сохранить его в советские годы удалось удивительным образом. Предание гласит, что оставить его поручил начальник склада, который в 1930-40 годы располагался в храме. Когда встала задача осваивать помещение церкви, пришлось решать, что делать с иконостасом и иконами. Начсклада был татарином по национальности, но пришёл домой и сказал родным: «Хоть мы и мусульмане, Бог нам такого не простит». Родители его поддержали, и тогда он распорядился закрыть иконостас фальшстеной, а иконы - фанерой.

«О том, что эта история правдоподобна, говорит то, что иконостас полностью сохранился до того момента, когда его передали церкви, – отмечает отец Александр. – Потому что даже если бы мастерская работала при открытом иконостасе, он был бы поврежден».

Много лет иконостас был скрыт от посторонних глаз. Фото: АиФ

С верой за помощью

Хранятся в церкви и иконы, к которым обращаются за помощью верующие. Самая почитаемая – Спас Нерукотворный которую писал выдающийся уфимский иконописец Анатолий Лежнев (1888-1956), будущий заслуженный деятель искусств БАССР. Издавна любим народом образ Николая чудотворца. Здесь находится также копия чудотворной иконы Табынской Божьей матери, пожалуй, самой почитаемой в Башкирии и известной всем православным в стране.

Покровский Храм считается одним из самых намоленных мест в Уфе для верующих и одним из немногих каменных старинных зданий, сохранившихся в городе. Но ни первое, ни второе пока не помогает привести объект в порядок. Приход уже трижды подавал заявки на получение средств Фонда федеральных грантов, но безуспешно. Республиканские власти спасать ОКН регионального значения не спешат. Состоятельных благотворителей тоже не находится.

«Ремонт храма необходим не только верующим, - говорит отец Александр. – Он нужен для сохранения исторической памяти, которую несет в себе этот памятник архитектуры и истории, для наших потомков. Мы надеемся, что помощь все же придет».