«Думала, квартиру дали за победы». У паралимпийки в Башкирии забирают жилье

Спортсменке предоставили жилье, а теперь забирают его. © / Эльза Янабаева / Из личного архива

44-летнюю спорстменку-паралимпийку из Башкирии Эльзу Янабаеву выселяют из жилья, которое она получила пять лет назад, по ее мнению, за победы в соревнованиях. Продлевать договор отказываются, объясняя это тем, что предоставлять квартиру женщине с ОВЗ госзастройщику экономически невыгодно. В местном обществе инвалидов заявляют, что выделение жилплощади на короткий срок – повсеместная практика в регионе уже много лет. В ситуации разбирался UFA.AIF.RU.

   
   

Влезла в кредит на ремонт

Эльза Янабаева живет в поселке городского типа Чишмы – в 57 километрах к юго-западу от Уфы. Инвалидом она стала еще в детстве: в восемь лет получила травму позвоночника, с тех пор не может ходить. Однако это не стало причиной уныния. Женщина с 2005 года занимается фехтованием на колясках и добилась на этом поприще больших успехов. Она неоднократно занимала первые места на российских соревнованиях, является членом паралимпийской сборной Башкирии. В 2014 году Эльза подумала, что спортивные победы могут помочь ей решить жилищный вопрос и обратилась за помощью к региональным властям. Неожиданно для нее самой это сработало. Уже через полгода государственный застройщик «Фонд развития жилищного строительства РБ» (ФРЖС) выделил женщине однокомнатную квартиру площадью 34,4 кв м в четырехэтажном доме в Чишмах, в которой она благополучно прожила вместе с мужем пять лет. Однако около месяца назад ей неожиданно пришло письмо, о том, что договор о найме жилья истекает 30 сентября 2020 года, и она должна освободить помещение.

«Я получила квартиру на условиях соцнайма за мои заслуги в области спорта, власти тогда откликнулись так быстро и легко, я была очень рада, – рассказывает спортсменка. – В течение пяти лет никаких вопросов ко мне не возникало, за квартиру я платила по три тысячи в месяц, содержала ее в хорошем состоянии, взяла кредит на ремонт на пять лет, за который, кстати, до сих пор не расплатилась. Когда я получала это жилье, то спрашивала в госкомитете по строительству, что будет, если через пять лет я не смогу выкупить эту квартиру. Меня заверили, что договор будет продлеваться автоматически до тех пор, пока я не смогу выкупить, поэтому я рассчитывала выкупить квартиру позже, раз пока не получается. И вот теперь пришло это письмо. Я обратилась в госкомитет, но теперь они заявили, что ФРЖС экономически невыгодно мне эту квартиру предоставлять. Что делать я не знаю».

По словам Эльзы, администрация Чишминского района обращалась в госкомстрой с просьбой о передаче квартиры в собственность муниципалитета или продления договора найма, но получила отказ. Женщина получает пенсию в 21 тыс. руб в месяц, а также имеет небольшой доход за то, что работает руководителем местного отделения общества инвалидов. Муж в данный момент не имеет постоянного дохода. Выкупить квартиру стоимостью более миллиона рублей, по словам Эльзы, у них сейчас возможности нет.

«В договоре было написано, что квартира может предоставляться бессрочно, но в нем был также пункт, что собственник может распоряжаться помещением по своему усмотрению, и именно этим правом они воспользовались», - говорит Эльза.

«Не согласуется с госзадачами»

В «Фонде жилищного строительства РБ» подтверждают, что расторгают договор со спортсменкой-паралимпийкой, но подчеркивают, что договор был заключен на условиях обычного найма, а не социального. В этом, по словам гендиректора организации по экономике и финансам Михаила Королькова, причина того, что он расторгается.

«Договор соцнайма имеют право заключать только администрации муниципалитетов, для чего у них есть свой жилой фонд, – поясняет он. – В данном случае жилье было представлено в найм, то есть фактически в аренду. Социальной там была только цена. Мы пошли на это по просьбе регионального министерства спорта. Было принято решение предоставить жилье этой женщине на таких условиях, потому что у нас были нереализованные квартиры. Но теперь договор заканчивается, и дальше мы эту квартиру сдавать в найм не планируем. Поскольку целевые задачи, которые ставит перед нами правительство, совсем другие: мы должны построить квартиры и продать их по цене ниже рыночной нуждающимся категориям граждан. Квартиры в найм мы сдаем только там, где не можем их быстро продать. И уже два года такой практики нет. На сегодня у нас нет механизма, который позволяет сдавать квартиры практически в убыток себе. Поэтому мы этот фонд постепенно сокращаем и продаем, опять же, нуждающимся гражданам».    
   

Корольков также уточнил, что администрации Чишминского района было предложено выкупить данное помещение, для того, чтобы предоставить его по договору соцнайма Эльзе Янабаевой. Однако муниципальные власти на это не пошли.

«Мы предложили муниципалитету: выкупайте у нас и отдавайте ей. Но ключевое слово – выкупайте, - подчеркнул Корольков. – То же самое мы предложили ей: хотите жить, как раньше – выкупайте, по социальной цене, более чем на 200 тысяч рублей ниже, чем она стоила изначально. Теоретически здесь ей, конечно, может помочь муниципалитет, но я сомневаюсь, что у него есть деньги. К тому, что нужно соблюдать закон: выкупить, потом организовать торги, а потом как-то оформить передачу ей квартиру. Но ведь нуждающихся у них полно. И они стоят в очереди на получение жилья, а эта женщина - нет».

Будет ли администрация Чишминского района пытаться выкупить жилье для Эльзы, остается под вопросом. До ответственных специалистов UFA.AIF.RU дозвониться не удалось.

Соцнайм – только тем, кто успел

В целом проблема предоставления жилья инвалидам в республике стоит очень остро, отмечает председатель регионального отделения Всероссийского общества инвалидов Олег Ротов. По его словам, люди с ОВЗ стоят в очереди на жилье годами, но получают его единицы. Многие, как и Эльза Янабаева, получают жилье в найм, а затем выкупают его.

«Согласно действующему законодательству, шансы на получение жилья по соцнайму имеют только те инвалиды, которые успели встать в очередь до 2005 года, – поясняет Ротов. – Раньше государство брало на себя обязательство по обеспечению жильем, а потом отдали все это на откуп муниципалитетам. Если администрация города или района выделяет средства на приобретение квартир или земли, какая-то часть инвалидов получает их. Сейчас еще это все выдается в виде сертификатов. Но ждать приходится очень долго. Как правило, люди выкупают жилье или участки – с помощью родственников, ну или кто-то сам, возможно, работает, может взять ипотеку».

Депутат Госсобрания-Курултая Башкирии, паралимпийская чемпионка Оксана Савченко:

«Мы изучили тщательно ситуацию Эльзы Янабаевой и выяснили, что по документам никаких нарушений нет. В договоре был прописан четкий срок, но она думала почему-то, что его будут продлять бесконечно. Зная, как у нас работает государство, надо было все-таки получить какую-то подстраховку заранее.

Подарки в виде квартир у нас в республике получают только победители и призеры Паралимпиад, но это все проходит совсем по другим договорам и завершается приватизацией, которую помогает оформить государство. Что касается предоставления жилья инвалидам, то практики предоставления на условиях соцнайма действительно давно нет. Сегодня государство по сути просто дает жилье в аренду, но в любой момент оно может прийти и сказать «Извините, я вас выселяю!». Единственный способ инвалиду получить свой угол – купить по социальной цене, взять ипотеку и так далее. Те же, кто встал на учет до 2005 года, теоретически имеют такой шанс, но ждать этого, боюсь, придется лет 20-30»