Стена плача. Как чиновники и депутаты в Башкирии ведут соцсети

Коллаж Гульнары Латыповой / АиФ

Депутаты Госсобрания Башкирии должны будут вести страницы в соцсетях и информировать избирателей о своей работе. Такой закон недавно принял региональный парламент. В госсобрании считают, что информация будет полезной для жителей. Однако практика показывает, что люди приходят в паблики властей, чтобы решать насущные проблемы. А с этим получается загвоздка. Как чиновники и парламентарии ведут свои страницы, рассказывает UFA.AIF.RU.

   
   

Власть в Сети

По данным, которые приводил в конце 2022 года глава Башкирии Радий Хабиров, в соцсетях присутствуют администрации всех муниципалитетов и их главы, а также министерства и руководители ведомств. Посты публикуют не менее четырех раз в неделю. К сентябрю прошлого года в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники», а также в мессенджере Telegram, общее количество подписчиков у чиновников республики - около 1 млн человек. Если к этому прибавить еще 1,5 тыс. сайтов органов власти, созданных на базе цифровой платформы Башкирии, то создается впечатление, что быстрый и простой поиск полезной информации сознательно превратили в квест.

Задачу «быть там, где жители выражают своё мнение» Радий Хабиров поставил еще в 2018 году, как только возглавил республику. За четыре с небольшим года чиновники, которых «песочили» за пустые страницы или видимую активность, в корне изменили свое поведение или ушли с постов. Тогда их мотивировали ежемесячным рейтингом районов, в котором аутсайдерам грозили различными санкциями. Цель была конкретная - изменить отношение жителей к власти на позитивное и доверительное.

Сегодня к аккаунтам чиновников и впрямь не придерешься. Однако на то это и соцсети, что выдают всю субъективную составляющую информационной политики и открытости каждого. Одни не только отчитываются о своей работе, но и ведут самостоятельную работу, комментируя и отвечая на вопросы пользователей, даже на сторонних площадках, другие просто закрывают доступ, видимо, считая, что самого факта наличия страницы достаточно.

Главный блогер

Самым популярным блогером в Башкирии, и не только среди госслужащих, стал глава региона Радий Хабиров. «В контакте» у него 252 тысячи подписчиков. (в Facebook, до того, как его запретили в России было еще более 550 тыс). Это место, где свои жалобы пишут все - от обманутых дольщиков до тех, кто не смог выйти из дома из-за нечищенных дорог. Автор на эти комментарии не отвечает, нет даже возможности написать ему личное сообщение. Весь вал обращений переходит в зону ответственности сотрудников Центра управления республикой.

При этом нередки случаи, что некоторые комментарии удаляют, а пользователей блокируют. Так обычно бывает, если чиновники расценивают поведение пользователя как неэтичное.

   
   

Отвечают госслужащие часто стандартно, видимо, нажимая лишь «скопировать» и «вставить». Так было, например, с валом жалоб обманутых дольщиков ЖК «Миловский парк» и «Московский». Не обращая внимая на суть вопросов, на адрес обратившегося дольщика, специалисты перекрывали их одним и тем же ответом.

Иногда в попытках максимально быстро указать жалобщику на то, что он не прав и проблемы решаются и без его обращений, чиновники ведут себя не совсем правильно. Так, 15 января под очередным постом Радия Хабирова некая Райхана Юлгильдина пожаловалась, что дорогу в деревни Байгужино, Бикъян, Верхнегалеево в Зилаирском районе не чистят с декабря. Женщина рассказала, что ее мама перенесла инфаркт, а скорая не приехала вовремя. В ответ первый замглавы администрации Зилаирского района Марс Султанов просто признал проблемы с расчисткой и, так уж и быть, завтра вашу дорогу почистят. Просьбы выделить мощный трактор и решить проблему с извозом и проездом были проигнорированы. Только после того, как их озвучили вновь, в том числе другие жители района, подключилась начальник управления главы региона по социальным коммуникациям Елена Прочаковская. И она единственная осведомилась о здоровье женщины после инфаркта.

Премьер, спикер и мэр

На премьер-министра Андрея Назарова подписано 8,7 тыс. пользователей «Вконтакте» и 2,3 тыс. в Telegram. Комментарии открыты, вопросы и жалобы отрабатываются, хотя их и немного. В «Одноклассниках» -  597 подписчиков, но комментариев с жалобами там не пишут совсем.

У председателя госсобрания Башкирии Константина Толкачева более 8 тыс подписчиков во «Вконтакте». На странице он рассказывает о работе, но не буднично, а только когда есть, что сказать от себя. Комментариев с жалобами нет, только поддержка или вопросы по теме. Правда, реакции на них тоже отсутствуют.

Страница мэра Уфы Ратмира Мавлиева с 28,7 тыс. подписчиков наглядно показывает, что ее ведут молодые специалисты. На ней также много постов о работе, но она более персонифицированная. Молодой чиновник пропускает каждое событие через себя, достаточно лаконичен в постах и немногословен в отчетах. Птичьему языку, на котором пишут пресс-службы и главы многих других муниципалитетов, уфимский градоначальник предпочитает обычный разговорный. Но переписку так же не ведет, за него это делают дежурные с официальных аккаунтов города и его районов. Хотя возможность отправить личное сообщение есть. В Telegram-канале Мавлиев 11,1 тыс. подписчиков  – контент более живой, жалобы там не отрабатываются чиновничьим аппаратом, но и сама страница более мобильная. А для «Одноклассников» мэр Уфы, видимо, слишком молод: там его читают всего 340 человек.

Министры непопулярны?

За прошедшие три месяца у людей было очень много жалоб к минздраву, но, как ни странно, на странице министра Айрата Рахматуллина аудитория сдержанная. Если не сказать, мертвая. На странице во «Вконтакте» с 5,3 тыс подписчиками некоторые публикации набирают не более 25 лайков. Пользователи комментируют редко, лишь если появляются новости о медицинском чуде или личные посты, которых очень мало. Рабочие отчеты отмечают реакцией не более 100-150 человек.

Молодой чиновник, как в принципе и курируемая им отрасль, остается чрезвычайно закрытым. Большая часть публикаций обезличена до голой пользы. А в отчетных публикациях за цифрами вообще не увидишь человека. На удивление в Telegram, где у Рахматуллина контент состоит из репостов из каналов минздрава и отдельных объявлений от поликлиник, подписчики живые, спрашивающие и реагирующие. В «Одноклассниках» тоже можно «услышать эхо»: там у министра всего 212 читателей.

Несмотря на массовые аварийные отключения электроэнергии в новогодние каникулы, на страницах главы профильного министерства и вице-премьера Александра Шельдяева все тихо и спокойно. В «ВК» у него 2,1 тыс. подписчиков, в Telegram - всего 122. Под постами совсем нет жалоб, зато есть информация из личной жизни. И фотографии, например, о зимней рыбалке щедро комментируют не только с восхищением и поздравлениями с уловом, но и рецептами, как лучше его приготовить.

Депутаты в деле

В депутатском корпусе картина более разнообразная. Например, у депутата Госдумы от Башкирии Зарифа Байгускарова более 15 тыс. подписчиков, но это не говорит о большом интересе к постам. В среднем около 250 лайков на личные публикации и не более 50-ти на рабочие. И у него есть жалобщики, но в основном они пишут о бездействии службы судебных приставов, которую он возглавлял до ухода в российский парламент.

Сенатор Ирек Ялалов, который ранее занимал пост сити-менеджера Уфы, с жалобами тоже не работает. И такое ощущение, что страница ведется не для 9,8 тыс. подписчиков, а для самолюбования. Той пользы, которую ждут от чиновников в соцсетях, к сожалению нельзя разглядеть в лаконичных публикациях в стиле «Я и мои помощники», «Я и Толкачев», «Меня наградили», «Я на морозе в Уфе» и т.д.

Самая закрытая страница у Ирины Абрамовой, которая недавно заняла пост
уполномоченной по защите прав предпринимателей. Казалось бы, должность
обязывает быть открытой. Но у нее на странице нет не
только возможности написать сообщение, но даже оставить комментарии. Сухие
отчеты и точка. Поэтому и подписчиков у Абрамовой всего 500.

Будет ли польза?

Между тем только в соцсетях, по данным ЦУР региона, от жителей Башкирии поступает около 3 тыс. жалоб в неделю. Однако по итогам одного из рейтингов, результаты которого обнародовали в ноябре, республика заняла лишь третье место с конца  по скорости ответа на обращения жителей. Опередили башкирских «операторов» лишь Тверская область и Коми.

И надо понимать, что это всего лишь первичный ответ. А ведь зачастую требуется вернуться к проблеме. Все больше чиновников, дежурящих на ленте «жалоб», предпочитают перекрыть обращение отпиской, ответом «для галочки», не умея проявить человечность. Стоит ли рассчитывать, что закон по депутатам в соцсетях, изменит ситуацию?