Обойдутся без сельсоветов. Почему в Башкирии хотят убрать власть в деревне

Александр ПУСТОВАРОВ / АиФ

До 2028 года в регионах России могут ликвидировать сельские поселения, сельсоветы и их глав. Соответствующие нормы прописаны в законопроекте «Клишаса-Крашенинникова» – «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Сейчас работа над ним ведется в Госдуме. Башкирские депутаты уже одобрили это предложение и направили положительное заключение в российский парламент. Власти называют это решение оптимизацией, а некоторые эксперты уверены, что целью масштабной реорганизации является очередной этап укрепления вертикали власти и желание сэкономить бюджетные средства.

   
   

За каждой бумажкой – в райцентр?

Десятки лет в нашей республике существовали сельские советы и худо-бедно справлялись со своими обязанностями. Эта власть оставалась ближе всего к народу, была людям понятна и привычна. О том, что им не хватает денег, говорили ещё в советские времена. Чем в конечном итоге обернется ликвидация системы местного самоуправления предугадать сейчас сложно, а между тем по количеству муниципальных образований Башкирия занимает второе место в России – их сейчас 895.

«Наш сельсовет заверял документы, нотариуса-то у нас нет. Справки люди тоже брали в сельсовете. А теперь за каждой бумажкой ехать надо будет в райцентр. Как-то резко наши власти приняли этот закон и ничего людям толком не объяснили. Не все же имеют такую юридическую квалификацию, как Клишас и Крашенинников», – рассуждает житель Дуванского района Раиль Ишкильдин.

Зачастую глава поселения сам родом из подведомственного ему села. Местный начальник, как правило, хорошо знает проблемы и знаком с жителями лично.

«Некоторые села удалены от райцентра на сто и более километров, – говорит руководитель фракции КПРФ в Госсобрании РБ Юнир Кутлугужин. – Нам непонятно, как пожилые люди будут решать свои бытовые вопросы. Власти хотят сэкономить деньги, а местным жителям эта экономия может нанести большой ущерб. Поэтому наша фракция в полном составе голосовала против этого непонятного закона».

Меньше денег деревне

Правда, некоторые эксперты уверены, что в жизни людей практически мало что изменится, поскольку представители МСУ и так не имели достаточных средств и возможностей для решения серьезных проблем на селе.

   
   

«Логика понятна – у местных властей денег на решение проблем нет, и от них мало что зависит, – поясняет экономист Рустем Шайахметов. – Бюджет местного поселения практически полностью состоит из дотаций вышестоящих бюджетов. Депутаты не решают ничего. Принципиальных изменений не будет. Раньше местные депутаты выбирали главу, а теперь руководство будет назначаться сверху. Хотя я не помню таких случаев, чтобы у нас в Башкирии депутаты не пропустили предложенного "сверху" человека».

Но есть мнения, что муниципальные власти все же смогут отрегулировать связь с людьми. Будет проще вести конструктивный диалог, так как станет меньше ступеней власти и, соответственно, меньше возможностей у чиновников перекладывать ответственность друг на друга. Исчезнут конфликты при выяснении вопросов о том, к чьим полномочиям относится решение очередной проблемы.

«Это поэтапная реформа: риски увеличения дистанции власти, конечно же, есть, однако региональные власти могут эффективно настроить муниципальные органы на взаимодействие с гражданами, – считает политолог Дмитрий Михайличенко. – Не думаю, что руководство Башкирии будет провоцировать разрыв: напротив, ожидаю шагов по поэтапным действиям и минимизации негативных эффектов. В масштабах страны многое будет зависеть именно от позиции региональных властей. А в целом же, конечно, власть укрупняется, и определённые трудности возникнут.

Как уверяют авторы законопроекта, всего в ходе реализации будущего закона будет ликвидировано порядка 10 тысяч муниципалитетов, а заместитель министра юстиции РФ Андрей Логинов на слушаниях в Совете Федерации заявил, что без работы останутся около 100 тысяч чиновников. Не самая благоприятная перспектива на фоне и без того ухудшающейся экономической ситуации в стране. Остается только надеяться, что заявленные цели – концентрация бюджетных ресурсов и более четкое распределение полномочий на местах – в ходе реализации закона будут преобладать.