Исламские финансы для Башкирии. Как привлечь через Казахстан

Мадина Тукулова / Из личного архива

Исламское финансирование является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов финансового рынка. По данным S&P, в 2018 году рынок вырос на 2%, в 2019 – уже на 10%, и продолжает расти. На сегодняшний день общая стоимость исламских финансовых активов в мире превысила 2 трлн долларов, а к 2024 году, согласно Islamic Finance Development Report, достигнет 3,69 трлн. Причину роста эксперты сводят к двум основным факторам: растущее мусульманское население (с 1,8 млрд человек в 2021 году до 2,76 млрд - к 2050 году), а также заинтересованность у неисламского населения. Сегодня исламский банкинг активно развивается в таких странах, как Великобритания, Франция, Швейцария, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Япония и многих других.

   
   

Спрос на инструменты финансирования в России постепенно увеличивается. В первую очередь это связано с ростом численности мусульманского населения. В нашей стране проживают, по разным оценкам, от 20 до 25 миллионов мусульман. Более того, ожидается, что в течение следующих лет доля этого населения вырастет еще. Развитие инструментов исламского финансирования выгодно не только населению и бизнесу, работающему в соответствии с нормами ислама, но и кредитным организациям. Ведь возможность привлечения внешнего капитала на традиционных рынках Европы и США сегодня ограничена ввиду санкций. Следовательно, активизация работы с исламскими финансовыми институтами важна для России.

Где созданы условия?

И пока в России только прорабатывают законодательные инструменты для возможного сотрудничества, в соседнем Казахстане уже созданы условия для работы компаний в этом сегменте. В Международном Финансовом Центре «Астана» (МФЦА) создана вся необходимая инфраструктура и нормативно-правовая база, соответствующая международным практикам и стандартам в сфере исламских финансов. О том, что из себя представляет данный сегмент, как он работает и могут ли им воспользоваться российские компании, рассказала заместитель руководителя направления исламских финансов МФЦА Мадина Тукулова.

Сергей Дорофеев, UFA.AIF.RU: - По каким основным принципам работает сегмент исламских финансов, и чем работа компаний в этой сфере отличается от деятельности традиционного банковского сектора?

Мадина Тукулова: - В основе исламского финансирования лежат операции с товаром или активами, а не с деньгами как таковыми. Сам инвестор или финансовая организация принимает прямое участие в товарных или инвестиционных сделках. Есть несколько основных принципов — это запрет взимания процентов ссуды, запрет на участие в финансировании игорного дела и других запрещенных секторов, запрет на участие в проектах с малоизученными условиями, и запрет на участие в неэтичном бизнесе. Исламские инвесторы - будь то частные лица или институциональные инвесторы - не используют спекулятивные инструменты. Но все эти достаточно специфические моменты не мешают быть включенными в международную финансовую систему, а немусульманским странам - широко использовать инструменты исламского финансирования. Среди них - исламские ценные бумаги (сукук), механизмы страхования (такафул), лизинга (иджара), инвестирования (мудараба/мушарака), торговое финансирование (мурабаха) и другие.

- Как развивается сегмент исламских финансов в Казахстане и в регионе, и как МФЦА способствует этому процессу?

- Мы рассчитываем стать одними из лидеров по привлечению исламских финансов в регион. Так, в 2009 году именно Казахстан первым в СНГ разработал законодательство об исламском банковском деле и создал правовую базу для развития. В 2011 году законодательные акты страны в этой сфере совершенствовались, была создана правовая основа для выпуска сукук.

   
   

В 2018 году в столице Казахстана начал свою работу Международный Финансовый Центр «Астана» (МФЦА), который призван, в том числе, стать «окном» для входа глобальных инвесторов в экономику Казахстана и других стран евразийского региона. Следовательно, одно из ключевых направлений работы МФЦА - разработка регуляторной базы, создание и внедрение широкой линейки инструментов. На нашей площадке мы создали необходимую инфраструктуру и нормативно-правовую базу, соответствующую лучшим международным практикам и стандартам.

Также, на бирже МФЦА - Astana International Exchange (AIX) - созданы все условия для выпуска как традиционных, так и «зеленых» исламских ценных бумаг - сукук. За 2020 год процедура сукук Международного исламского банка Катара (QIIB) на сумму в $500 млн была включена в официальные списки AIX, а в конце прошлого года также еще были добавлены 3 сукук Исламского Банка Развития, в том числе и «зеленый» на общую сумму в $4,5 млрд.

Кто работает в МФЦА?

- Какие компании работают в Международном Финансовом Центре «Астана»? Какие условия финцентр им предлагает?

- Сегодня в МФЦА зарегистрирован ряд компаний, предоставляющих услуги в соответствии с нормами исламского финансирования, с очень разной географией – из Великобритании и США, Малайзии и Катара, Бахрейна и России, Казахстана и Египта. За прошедший 2020 год к ним добавился один из крупнейших в мире исламских банков Al Rayan из Катара, среди новичков есть и местный игрок - казахстанский банк Al Saqr. Получая лицензию в МФЦА, компании освобождаются от уплаты корпоративного подоходного налога и НДС за оказание лицензированных услуг. Также, до ноября 2023 года действуют сниженные требования к уставному капиталу для исламских банков - если раньше банк был обязан иметь уставный капитал в размере 10 млн долларов, то сейчас это $5 млн.

- Один из перспективных трендов традиционного финансового сектора - внедрение новых продуктов, услуг и технологий. Как он развивается в сегменте исламского финансирования?

- Пандемия подтолкнула развитие онлайн продуктов и услуг во многих сферах, в том числе финансовой. Цифровизация не обошла стороной и нас. Так, зарегистрированный в МФЦА катарский банк Al Rayan планирует развивать собственные банковские продукты с помощью финтеха. Более того, у нас есть партнерские отношения и с российскими структурами – к примеру, в апреле этого года мы подписали соглашение с особой экономической зоной «Иннополис» в Татарстане и ее резидентом - компанией «Сахих-Инвест».

Есть и другие примеры проектов в области исламского финтеха, развиваемые на площадке МФЦА. Регулирование для новых финансовых продуктов и технологий разрабатывают в специальной «регуляторной песочнице» - Fintech Lab. В частности, в Fintech Lab уже разработали регулирование для продуктов транснациональной компании Wahed Invest (это самая первая компания, запустившая в США биржевой фонд по законам шариата), а также для молодой компании, пробующей себя в новой сфере онлайн-банкинга – стартапа Tayyab.

Рост популярности площадки МФЦА как центра развития исламского финтеха в Центральной Азии отразился и в ее положении в рейтинге лучших платформ для бизнеса - GlobalIslamicFintechReport, где Казахстан занял 27 место – первое среди стран СНГ.

Справка
Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА) создан в 2018 году. Основные направления деятельности – развитие рынков капитала, управление активами и благосостоянием частных лиц, развитие сегментов исламских и «зеленых» финансов, а также новых финансовых технологий. Сегодня участниками МФЦА являются почти 800 компаний из более чем 50 стран мира. В рамках финансового центра работают Суд МФЦА и Международный арбитражный центр, разбирающие споры в правовом поле английского общего права. Размещение ценных бумаг происходит на бирже МФЦА — Astana International Exchange (AIX), которая создана при поддержке опытных и авторитетных международных игроков. Ее основными стратегическими партнерами выступают Шанхайская фондовая биржа (Shanghai Stock Exchange), американская биржа NASDAQ, предоставившая техническую платформу для торгов, международная финансовая корпорация Goldman Sachs, а также Фонд Шелкового пути, открывающий доступ к проектам в рамках инициативы «Пояс и путь».