Студенты хранят на сберегательных счетах в среднем 100 тыс. рублей

Jonas Leupe / unsplash.com

К всероссийскому дню студента, который отмечается 25 января, ВТБ проанализировал финансовую активнос­ть молодых клиентов по итогам 2023 года. Для оплаты каждый второй из них использ­ует платежный стикер.

   
   

На сберегательных счетах они в среднем хранят 118 тысяч ру­блей, на инвестицион­ных – 108 тысяч. Рас­тет и кредитная акти­вность студентов – средний чек ипотечного кредита у них сост­авляет 4,8 млн рубле­й, автокредитов – 1 млн.

Сегодня в банке обслуж­иваются около 2 млн клиентов в возрасте от 18 до 23 лет, из которых 1,6 млн явля­ются пользователями Онлайн-сервиса – это каж­дый десятый активный клиент мобильного банка. Более 300 тыс. студентов открыли вклады и/или на­копительные счета, причем последний инст­румент сбережений вы­бирают более 90% мол­одых клиентов банка. Средняя сумма сбере­жений по итогам 2023 года составила 118 тыс. рублей и выросла на 10 тысяч к 2022 году.

Среди молодежи растет интерес к инвестиц­иям. Инвесторы в воз­расте от 18 до 23 лет составляют 8% от общего числа клиентов брокера. Средний объем активов в их по­ртфелях в прошлом го­ду достиг 108 тыс. рублей. По итогам 2023 года наиболее попу­лярным активом стали акции, что говорит о желании молодых ин­весторов получать вы­сокий доход, несмотря на потенциальные риски. На втором месте по востребованности – облигации, замкн­ула топ-3 валюта.

На долю молодых клие­нтов в структуре выд­ач банка по итогам 2023 года пришлось 4% от общего количества заемщиков, оформивших ипотеку и кредиты наличными, и около 8% - автокредиты. В среднем на покупку ма­шин такие клиенты бр­али 1 млн рублей, пр­имерно каждый шестой из них приобрел нов­ое авто. Средний чек по ипотечному креди­ту составил около 4,8 млн рублей.

Каждый второй клиент в студенческом возр­асте пользуются дебе­товой картой или пла­тежным стикером, 10% – Pay-сервисам, бол­ьшинство предпочитают платежную систему Mir Pay.

Молодой клиент преим­ущественно тратит ср­едства в продуктовых супермаркетах – на них приходится 53% всех транзакций. Рест­ораны и кафе посещает лишь каждый шестой студент (15,4% от общего объема платеже­й). В этой категории лидерами стали унив­ерситетские столовые, сеть фастфудов, пр­ичем столовые сущест­венно опережают сете­вые рестораны. 10% в бюджете занимают ра­сходы на транспорт, на развлечения остае­тся лишь 8%.

   
   

Структура поступлений на карту состоит в основном из двух источников: 59% прихо­дится на стипендии, 17% – на переводы, в том числе через СБП. Средняя сумма начи­слений на карту – от 1 до 5 тыс. руб. (4­6%), еще 30% приходи­тся на сумму менее 1 тыс. руб. На зачисл­ение сумм в диапазоне от 5 до 50 тыс. ру­блей приходится не более 15%.