«Качественный рост». Айдар Зубаиров – об итогах банка «Открытие» в Башкирии

Пандемия внесла коррективы во все сферы жизни. И в том числе изменила финансовое поведение потребителей. О том, насколько охотно люди сегодня берут кредиты и делают накопления, как справляется с новыми вызовами бизнес и что изменилось в работе финансовых организаций, рассказал управляющий банком «Открытие» в Республике Башкортостан Айдар Зубаиров.

   
   

Справка
Банк «Открытие» входит в перечень системообразующих кредитных организаций, утвержденный Банком России. Развивает все основные направления бизнеса классического универсального банка: корпоративный, инвестиционный, розничный, МСБ и PrivateBanking. Дочерние компании кредитной организации занимают лидирующие позиции в ключевых сегментах финансового рынка. Это страховые компании «Росгосстрах» и «Росгосстрах Жизнь», «Открытие Брокер», Управляющая компания «Открытие», «НПФ Открытие», АО «Балтийский лизинг», ООО «Открытый лизинг», ООО «Открытие Факторинг», «РГС Банк», АО «Таможенная карта». Надежность банка подтверждена рейтингами российских агентств АКРА («АА(RU)»), Эксперт РА («ruAA-») и НКР («АA+.ru»), а также международными агентствами Fitch («BB+») и Moody’s («Ba2»). Стратегия развития предусматривает увеличение скорости, повышение качества обслуживания клиентов, а также реализацию передовых финтех-идей.

В плюс по всем направлениям

Наталья Кузнецова, UFA.AIF.RU: Айдар Сабирович, пандемия принесла сложности для многих субъектов экономики. Как банк «Открытие» справился с новыми вызовами, каковы результаты работы в Республике?

Айдар Зубаиров: По состоянию на 1 июля 2021 года совокупный кредитный портфель банка «Открытие» в Башкирии составил 11,5 млрд рублей. В сравнении с показателем на 1 июля 2020 года – увеличение на 32%. Могу сказать, что это довольно серьезный прирост для банковской сферы.

Наилучшие результаты за 1 полугодие 2021 г. продемонстрировало розничное кредитование. На 1 июля кредитный портфель по нему составил 9,3 млрд рублей, рост за год на 47%.

Драйвером роста стала ипотека. Наши продукты являются одним из «локомотивов» в этом плане: и по ставке, и по условиям предоставления кредитов. Также мы вошли в ТОП-3 российских банков по показателям рефинансирования. Это говорит о том, что люди брали ипотечные кредиты в разных банках, по разным ставкам, а в итоге нашли у нас более выгодные и удобные для себя условия.

Как следствие, ипотечный портфель на 1 июля 2021 года составил 4,7 млрд рублей, увеличился за прошедшие 12 месяцевна 60%. Спросом пользовались и кредиты наличными (+30%). кредитные карты – рост на 65% по сравнению с показателями на 1 июля 2020 года.

   
   

– А какие показатели по кредитам для малого и среднего бизнеса?

– Эта работа также продолжается и фиксируется рост.Портфель кредитов МСБ превысил 2 млрд руб,что на 42% больше чем по данным на 1 июля прошлого года.За первое полугодие предпринимателям Башкортостана были выданы кредиты на общую сумму 1 млрд руб.

Также отмечу высокий уровень доверия клиентов в сегменте Private banking. В частности, объем средств данной категории клиентов, размещенных на депозитах, счетах «до востребования» и накопительных счетах, по состоянию на 1 июля 2021 г. увеличился на 71%.

Услуги онлайн и отложенный спрос

– В пандемию многие услуги ушли в онлайн. Прослеживается ли этот тренд в банковской сфере?

- Конечно. В том числе поэтому многие банки сейчас сокращают число отделений. Вторая причина – не все кредитные организации готовы содержать офисы, это достаточно дорогое удовольствие. Мы совершенствуем набор передовых цифровых сервисов и инструментов, но в этом плане придерживаемся «золотой середины». Да, мы видим, что клиент уходит в цифру. 30-40% наших клиентов используют только интернет-банкинг. Через полтора-два года мы ожидаем, что их будет уже 60% от общего числа. У нас третий год тратятся значительные суммы на IT-инфраструктуру.

Но при этом людям все равно нужны консультации, например, при оформлении сложных банковских продуктов. К тому же наличие офисов с фирменным оформлением, качественной организацией предоставления услуг – обязательное условие для того, чтоб банк знали.

Сейчас мы открываем обновленные офисы нового формата обслуживания. На днях такое отделение начало работу в Стерлитамаке. Вообще, с 2017 года мы не просто оптимизируем сеть, а планомерно продумываем новые локации. Например, планируем открыть офис с кофейней в творческом пространстве «Арт-квадрат» в Уфе. Вообще мы идем креативным путем. Например, у нас в офисе всегда живые цветы. Это удовольствие не дешевое, зато совсем другой антураж.

– Как изменилось поведение клиентов в части выбора банковских продуктов?

– Мы фиксируем, что, с одной стороны, люди начали более осторожно принимать решения. В начале 2020 года многие находились «в режиме ожидания». Но когда уже стало понятно, что все открывается, мы увидели отложенный спрос, когда люди начали активно брать кредиты, в частности ипотеку. И в целом наши показатели свидетельствуют: у клиентов пришло понимание, что коронавирус есть, но жить дальше надо.

Работа для людей

– Какому числу жителей республики вы сегодня предоставляете услуги, и какой среднестатистический портрет вашего клиента?

– Общее число клиентов банка в Башкортостане на 1 июля 2021 года составляет более 48,1 тыс. человек, из них почти 2,5 тысячи предпринимателей. По возрастному составу, уровню доходов состав достаточно разнообразный. Много и молодежи, и, например, пенсионеров, которые достаточно легко пользуются, в том числе, нашими банковскими интернет-услугами.

– Как вы оцениваете финансовую грамотность населения?

– По данному направлению у нас есть специальная программа. В Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации мы открывали учебный класс, проводили семинары по различным банковским продуктам. Мы также постоянно участвуем в семинарах и обучающих мероприятиях для жителей совместно с органами государственной власти. В целом, могу сказать, что ситуация улучшается.

– Рост в 30-60% - это, безусловно, показатель эффективной работы. А ставите ли вы задачу его превысить?

– Планы у нас амбициозные. Сейчас мы идем нормально, выполняем все поставленные задачи и даже идем с превышением. Это доказывает, что мы следуем верной стратегии развития. К концу года постараемся, чтобы прирост по основным показателям превысил 100%. Мы планомерно увеличиваем долю на рынке банковских и финансовых услуг в Республике и продолжим работать на благо граждан и в дальнейшем.