Взломали Госуслуги. Как защитить свою учётную запись?

Мошенники проявляют большой интерес к аккаунтам российских граждан на портале государственных услуг. Взлом профиля может повлечь за собой серьезные последствия, поэтому важно обеспечить надежную защиту своей учетной записи. Как это сделать рассказываем в нашей статье.

   
   

Зачем мошенникам Госуслуги?

Чтобы взять кредит. У вас есть подтвержденная учётная запись на государственных порталах? Тогда, в случае необходимости оформления займов или кредитов на онлайн-платформах банков или микрофинансовых организаций, вы сможете легко подтвердить свою личность простым нажатием кнопки. Казалось бы, это удобно. Однако, это удобство может стать ловушкой для владельца учетной записи, если его данные будут взломаны мошенниками. Преступники могут залогиниться на сайтах финансовых учреждений от имени жертвы и оформить займы. Кроме того, в личном кабинете на государственных порталах содержатся данные паспорта, которые также могут быть использованы для оформления онлайн-кредита.

Получить чужой налоговый вычет. Для этого злоумышленники вначале проходят процедуру аутентификации через платформу на веб-сайте государственной налоговой службы (ФНС). После получения доступа к персональному кабинету налогоплательщика, они изучают информацию о суммах налогов и подают запрос на вычет. К нему прикрепляют фальшивые документы — удостоверение об оплате образования, медицины, лицензию и так далее. В заявлении указывают реквизиты банковского счёта, на который нужно перевести средства. Если при проверке налоговой декларации сотрудник не обнаружит ничего подозрительного, установленная по закону сумма вычета перейдет в руки мошенников.

Продать данные другим мошенникам. Многие взломщики не охотятся за вашими деньгами и не планируют получать на ваше имя кредиты. Им достаточно скопировать ваши данные из профиля на портале и продать их в даркнете.

Как мошенники воруют доступ к аккаунтам на Госуслугах?

Алгоритм действий мошенников уже хорошо отработан. Вот несколько популярных схем:

Человек получает звонок от специалиста, представляющего себя как консультант технической поддержки сервиса государственных услуг. Ему сообщают о выявлении подозрительной активности в его учетной записи и рекомендуют временно заблокировать личный кабинет. Процедура блокировки очень проста: пользователю будет отправлено SMS-сообщение с кодом, который ему необходимо назвать. Если потенциальная жертва последует этим инструкциям, мошенник получит доступ к ее аккаунту и, следовательно, к конфиденциальным данным владельца. В последнее время все больше людей становятся жертвами данной схемы мошенничества.

Телефонный мошенник представляется сотрудником мобильного оператора. Он сообщает, что срок действия SIM-карты клиента заканчивается. Если человек по-прежнему хочет пользоваться номером, нужно продлить договор. Для этого нужно сообщить код. Прямо во время разговора на телефон действительно поступает SMS от Госуслуг с кодом. Жертва теряет бдительность и делится доступом.    
   

Злоумышленники могут притворяться сотрудниками государственных органов, банков, налоговой инспекции. Повод для связи может быть любым: уточнить данные для декларации на налоговый вычет, оплатить штраф, отменить заявку на заём в МФО и так далее. И во всех случаях мошенники пытаются выманить код из SMS. Как правило, жертву торопят, а для убедительности обращаются по имени и называют адрес регистрации. Важно помнить: все эти данные легко отыскать в интернете, а цель мошенника — втереться в доверие и получить от вас нужную информацию.

Что делать, если мошенники получили доступ к Госуслугам?

Попробуйте восстановить доступ к своему аккаунту. Зайдите в приложение или на сайт государственных услуг, найдите кнопку "восстановить" на экране авторизации. После этого укажите свои учетные данные. Система отправит вам письмо со ссылкой или SMS с кодом - введите их. Теперь осталось придумать новый пароль. Если злоумышленникам удалось изменить адрес электронной почты и номер телефона в вашем профиле, переходите к следующему этапу.

Обратитесь за помощью к онлайн-банку из списка. Выберите банк, клиентом которого вы являетесь. Затем зайдите в свой личный кабинет на сайте или в приложении. Найдите сервис «Регистрация на Госуслугах» и следуйте инструкциям.

Посетите центр обслуживания клиентов Госуслуг. Найти ближайший можно с помощью карты. Выберите тот, где есть опция «Восстановление доступа». Отправляйтесь туда с паспортом или СНИЛС. Оператор проверит ваши данные и поможет возобновить доступ.

Служба поддержки Госуслуг никогда звонит пользователям, если они не оставляли заявку для связи. Если кто-то связался с вами по телефону и представился сотрудником портала — положите трубку и заблокируйте контакт.

Как узнать, не взяли ли мошенники после взлома на ваше имя кредит?

Проверьте кредитную историю. Для этого нужно запросить отчёты в Бюро кредитных историй (БКИ), где она хранится. Выяснить, в какие именно БКИ обращаться, можно с помощью Госуслуг. Из отчётов бюро будет понятно, подавались ли от вашего имени заявки на займы или кредиты и куда именно. Если взломщикам всё же удалось набрать долгов на ваше имя, подайте заявление в банк или МФО о том, что это сделали не вы.

Чтобы свести к минимуму риск общения с мошенниками, подключите защиту от спам-звонков. Например, в МТС есть полезный сервис «Защитник», с помощью которого вы сможете блокировать подозрительные вызовы. А ещё — узнавать о мошеннических попытках оформить на вас кредит, чтобы вовремя принять меры.