Вывод бирского следствия: полицейский, вывихнувший шею мужчине, не виновен?

Следователь Бирского следственного отдела СУ СК РФ по Башкирии прекратил уголовное дело по факту применения незаконного насилия к Алексею Галиуллину в отделе полиции, в результате чего он 23 дня пролежал в больнице с вывихом шейного позвонка, закрытой черепно-мозговой травмой и сотрясением. Об этом сообщила пресс-служба Комитета против пыток.

   
   

Конституция не защитила

Алексей Галиуллин обратился к правозащитникам 29 марта 2017 года. Он сообщил, что 22 февраля вместе с приятелями отдыхал в сауне Бирска. После окончания сеанса у них возник конфликт с работниками сауны из-за оставленного беспорядка. Разрешать его прибыли сотрудники Росгвардии и участковый. Конфликт, однако, погашен не был. В итоге Алексея решили доставить в отдел полиции по Бирскому району. Как утверждает Галиуллин, пока его вели к служебному автомобилю, один из сотрудников Росгвардии толкнул его в спину, отчего он упал и ударился головой о лёд.

«В отделе полиции я не стал называть свои личные данные, сославшись на 51-ю статью Конституции, а также отказался от снятия отпечатков пальцев, – рассказал Алексей. – Я говорил, что имею право на адвоката, но вызвать мне его не дали».

По словам Галиулина, правоохранители попытались силой заставить его пройти процедуру дактилоскопии – в результате повалили на пол, заломили руки за спину и надели наручники.

«Один из сотрудников давил мне коленом в область шеи, отчего я почувствовал сильную боль и начал издавать неестественный хрип, потому что кричать не получалось», – вспоминал Алексей.

Как пояснил Алексей, из-за поднявшегося шума в кабинет вбежал другой сотрудник полиции, который приказал прекратить применение в отношении него насилия, а также потребовал снять наручники. После этого Алексею даже позволили написать на имя начальника отдела полиции заявление о произошедшем.

Доказан вред здоровью

Спустя некоторое время Галиулин почувствовал сильную боль и головокружение, ему вызвали бригаду Скорой помощи, и госпитализировали в центральную больницу Бирска.

   
   

Мужчине поставили диагноз: «Сочетанная травма. Закрытая черепно-мозговая травма. Сотрясение головного мозга. Ушиб головного мозга легкой степени. Ротационный подвывих второго шейного позвонка. Повреждение связок правого плечевого сустава. Растяжение связок множественные гематомы правого лучезапястного сустава».

Алексей пролежал в больнице 23 дня, потом долгое время находился на лечении дома и был вынужден носить на шее корсет. Судебно-медицинской экспертизой, позже назначенной следователем, было установлено, что полученные Алексеем травмы «расцениваются как повреждения, причинившие вред здоровью средней тяжести».

Физическая сила в законе?

Заявление Галиуллина, написанное им на имя начальника отдела полиции, было перенаправлено по подследственности в Бирский межрайонный следственный отдел СУ СК РФ по РБ. 25 марта следователь 2017 отдела Булат Галиев вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием в действиях правоохранителей состава преступления: он посчитал, что они правильно применили физическую силу.

Адвокат Алексея Галиуллина Павел Киселев добился отмены этого «отказного» постановления, после чего была назначена дополнительная проверка. По ее итогам, 26 апреля 2017 года заместитель начальника следственного отдела Вадиль Нурмухаметов возбудил уголовное дело о превышении должностных полномочий.

Через восемь месяцев, 25 декабря 2017 года, следователь Булат Галиев вынес постановление о прекращении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления.

В ходе следствия следователь назначил дополнительную комиссионную экспертизу с постановкой конкретных вопросов о механизме получения Галиуллиным телесных повреждений. В частности, эксперты установили, что «возможность образования повреждений при обстоятельствах, указанных Галиуллиным А.О., исключить оснований не имеется». Эксперты также подчеркнули, что «каких-либо медицинских данных, позволяющих высказаться о возможности причинения повреждений самому себе – не имеется».

Однако в постановлении о прекращении уголовного дела следователь Галиев делает вывод, что полученные Галиуллиным травмы образовались в результате падения последнего, при этом не говорится, когда и как именно это произошло. Спустя восемь месяцев расследования вопрос о том, как именно образовалась серьезная травма шеи, заставившая Алексея провести несколько недель на больничной койке, так и остался открытым. По мнению следователя, «доводы Галиуллина об умышленном надавливании сотрудником полиции в область его шеи не нашли своего подтверждения».

«Мы не согласны с решением следователя о прекращении уголовного дела, – говорит юрист Комитета против пыток Данил Чендемеров, представляющий интересы Алексея. – По нашему мнению, результаты экспертизы, следственный эксперимент и показания эксперта лишь подтверждают слова Алексея о том, что произошло в тот день, однако следователь по не понятной нам причине трактует это по-своему, делая вывод, что в действиях полицейских отсутствует состав преступления. После ознакомления с материалами уголовного дела мы будем обжаловать это решение».