В Октябрьском районном суде Уфы 9 декабря вынесен приговор бывшему первому вице-мэру города Александру Филиппову и бывшему начальнику управления капитального строительства администрации Марату Гарееву. Экс-чиновники полностью оправданы по уголовному делу, связанному с расселением аварийного жилья в столице республики. Подробности в материале – «АиФ-Уфа».
В чем суть дела
Александр Филиппов занимал пост вице-мэра по строительству с 2012 по 2017 годы. Из мэрии его уволили со скандалом якобы за коррупционные нарушения. Затем одно за другим последовало сразу три уголовных дела. Самым крупным из них стало то, по которому 9 декабря вынес приговор Октябрьский районный суд. Местные СМИ дали ему название «афера на миллиард». Александру Филиппову и его подчиненному Марату Гарееву инкриминировали превышение должностных полномочий при реализации федеральной программы расселения аварийного жилья. В частности, экс-чиновников обвинили в том, что они включили в программу более 500 домов, которые ранее уже были переданы застройщикам в рамках муниципальной программы развития территории в 2007-2015 годах. Деньги на расселение выделялись из бюджетов трех уровней: федерального, республиканского, муниципального. Общий ущерб оценен в 1,6 миллиарда рублей. Больше всего средств выделено по линии Фонда содействия реформированию ЖКХ.
Программа развития территории Уфы предусматривала формирование списков домов, признанных аварийными с их последующим расселением. Администрация города после проведения оценки выкупала жилье у собственников, а затем предоставляла им другое – по договору соцнайма. Освободившуюся территорию власти отдавали под застройку строительным компаниям. Большую часть расходов на расселение финансировали застройщики, однако предусмотрено было также бюджетное софинансирование, а том числе федеральное. Именно по этой причине чиновники решили совместить муниципальную программу с федеральной.
Марата Гареева в рамках этого же уголовного дела обвинили в незаконном приобретении подслушивающего устройства. Оно было обнаружено в доме у чиновника летом 2017 года в ходе обыска.
Приговор на шесть часов
Дело Филиппова и Гареева рассматривалось в суде ровно год, а приговор судья озвучивал более шести часов с небольшими перерывами. Процесс был открытым. Судья разрешил вести фото- и видеосъемку, а присутствующим в зале сделал замечание лишь однажды: когда они в ходе оглашения приговора достаточно громко переговаривались между собой.
Сами подсудимые вели себя спокойно и непринужденно, хотя гособвинение запросило немалый срок: Филиппову – восемь лет колонии общего режима, Гарееву – семь я половиной. Александр Филиппов, придя на процесс, улыбался, активно общался с журналистами и на вопрос о настроении перед приговором заявил, что у него оно «всегда хорошее».
В ходе процесса в суде гособвинение настаивало, что экс-чиновники включили дома в программу «из личной заинтересованности». Защита экс-чиновников настаивала на их полной невиновности. Адвокаты подчеркивали, что их подзащитные не формировали список домов аварийного жилфонда, а лишь курировали проводимую работу. Еще одним аргументом стало то, что администрация города вернула в Фонд содействия реформирования ЖКХ более 500 миллионов рублей. Еще около миллиарда взыскано с застройщиков в рамках судебных процессов: фактически, настаивали адвокаты, сумма ущерба бюджета возмещена, хотя не все деньги еще выплачены.
По второму эпизоду – о прослушивающем устройстве, найденном у Марата Гареева, – защита пыталась доказать, что он даже не знал, что это такое. В суде он озвучил, что девайс якобы подарили его сыну в Тайланде, а сам чиновник им не пользовался.
Свобода и реабилитация
По итогам рассмотрения материалов дела и опроса свидетелей суд установил, что списки домов для расселения составляли администрации районов Уфы. Управление капитального строительства, которое возглавлял Гареев, лишь вносило готовые данные в информационную систему Реформа ЖКХ, а Филиппов курировал эту работу. Каких-либо доказательств, что подсудимые давали распоряжения по внесению домов в списки, не найдено. Кроме того, как следует из решения, Филиппов занял пост вице-мэра в мэрии уже после того, как был сформирован список из 513 аварийных домов. В дальнейшем в него лишь вносились поправки и количество домов не изменилось значительно – лишь до 580. Также суд учел, что непосредственную ответственность за реализации программу нес мэр Ирек Ялалов, а никакой ущерб, согласно показаниям ряда свидетелей, бюджету не нанесен.
Что касается Марата Гареева, его попытки доказать в суде, что он не знал, что у него дома есть подслушивающее устройство, не нашли фактического подтверждения. Однако суд решил, что использовать прослушку чиновник имел право «для безопасности своей или своей семьи». И сам факт наличия у него этого устройства не доказывает то, что он собирался использовать средства для нарушения прав граждан. Однако прослушивающий механизм по решению суда все же подлежит уничтожить.
По итогам и Филиппов, и Гареев оправданы в связи с отсутствием состава преступления. За ними признали право на реабилитацию и возмещение морального ущерба. Также снят арест с имущества бывшего первого вице-мэра: это дом площадью более 400 квадратных метров, автомобиль Volkswagen Touareg и земельный участок на 600 квадратов.
Для Александра Филиппова это второе уголовное дело, которое завершилось благополучно. Ранее он был оштрафован на 250 тысяч рублей за то, что не уплатил налоги, когда был владельцем компании «Автореал». В сентябре 2019 года Верховный суд Башкирии отменил это решение в связи с истечением срока давности.
Также сообщалось, что дело о получении взятки на десять миллионов бывшим первым зампрокурора Олегом Горбуновым связано с делом Филиппова и Гареева о превышении полномочий.
Смотрите также:
- Бывшего замглавы Нефтекамска обвиняют в причинении бюджету крупного ущерба →
- Бывший первый вице-мэр Уфы по делу о расселении домов полностью оправдан →
- Суд изъял имущество на 34 миллиона у экс-сотрудника МВД Башкирии →