Спасательная операция на руднике «Пионер», где под завалами остались 13 шахтеров, пять из которых жители Башкирии, прекращена. Еще утром спасатели заявили, что начали бурить 8 скважину, а к обеду резко приняли решение свернуть все работы. Причина - предыдущие семь скважин показали воду на всех горизонтах. А еще возник риск нового обвала, что ставило под угрозу жизнь остальных шахтеров и сотрудников экстренных служб, которые работали на месте ЧП. Как проживают трагедию родные горняков из Башкирии, что они думают о ходе спасательной операции, узнал корреспондент UFA.AIF.RU.
Про воду и деньги
«Эксперты приняли решение прекратить спасательную операцию. Спасатели сделали все, что было в их силах», - сообщили в правительстве Амурской области.
По официальному заявлению АО «Покровский рудник», решение о прекращении спасательных работ было принято «руководителем ликвидации аварии на основании рекомендаций технического совета, в который вошли представители трех профильных проектных институтов и организаций, рудника «Пионер», МЧС России, а также Военизированной горноспасательной части.
По данным регионального МЧС, выработки с пяти верхних горизонтов показали, что уровни шахты заполнены водным раствором - водой, глиной и льдом. При этом нормальное бурение невозможно – порода похожа на сметану, а не камень из-за затопления. Вывозить такую консистенцию также оказалось проблематично – пока машины доезжали до границ рудника, половина выливалась на дорогу.
«Спасибо всем, кто оказал помощь – за профессиональные консультации, технику, специалистов. Многие регионы оказали бесценную поддержку», – высказался губернатор Амурской области Василий Орлов.
Семьям шахтеров обещали всестороннюю поддержку. Как сообщил первый заместитель управляющего директора рудника «Пионер» Алексей Афанасьев, единовременные выплаты каждый член семьи (дети, жены, родители) получат от рудника и подрядчика, страховой компании, правительства Приамурья и Социального фонда РФ.
«Впоследствии детям горняков до достижения совершеннолетия будет обеспечена ежемесячная выплата в размере среднемесячного заработка горняка. Выплаты начинаются с 1 апреля», - заявили на руднике.
К слову, средняя зарплата по специальностям, оставшихся под завалами 13 горняков (слесарь, сварщик, крепильщик и машинист, при работе вахтовым методом на месторождениях) составляет около 200 тыс. рублей в месяц.
Поддержка от республики
Глава Башкирии Радий Хабиров выразил соболезнования родным горняков, погибших в Амурской области, сообщили в пресс-службе Дома Республики.
«С началом проведения всей спасательной операции представители администрации Сибая и Учалинского района связались с родственниками горняков, оказавшимися под завалами в руднике. Было налажено взаимодействие органов власти республики с администрацией Амурской области и предприятия по уточнению списков уроженцев Башкортостана, работающих в шахте, а также необходимой помощи. В случае официального признания горняков погибшими, семьи, в которых есть дети до 18 лет и студенты очной формы обучения до 23 лет, получат пенсию по потере кормильца. Также семьи начали получать выплаты от предприятия. В случае поступления соответствующих запросов и обращений, родным будет оказана дополнительная необходимая помощь», - заявил Радий Хабиров.
«Не пишите соболезнования!»
Жены горняков тему компенсаций восприняли резко негативно. Все дело в том, что они не приняли версию о гибели бригады и продолжают верить, что мужчины живы, и возможно, смогут сами выбраться на поверхность.
«Никаких соболезнований! Мой муж живой!» – написала Кристина Маркова, жена Юрия Маркова на своей странице в ВК 1 апреля. Ранее она просила, всех неравнодушных к этой трагедии молиться, а не жалеть и соболезновать.
«Я не знаю, как объяснить то, что я чувствую. Тяжело до ужаса. Тут ад. Бесконечное ожидание. Вера и надежда в хорошие новости ежедневно, ежечасно и ежеминутно. Абсолютное бессилие и непринятие всего происходящего. Но я продолжаю верить в чудо! Бог есть! Я ему доверяю. Я ему верю! Давайте мысленно направим эти скважины в руки к живым шахтерам! Мысли материальны! Все же это знают… Даже если не веришь - делай! Я вас очень прошу. Не хороним! Не соболезнуем! А направляем силу мысли и предков к спасателям и шахтерам! Юра живой!» - написала она за день до этого.
«Я все ещё надеюсь и верю в чудо, для меня он жив. Слышала про компенсации, но я не могу принять это, хоронить его, если не видела его тела. Очень тяжело не могу… Я изначально говорила, что так и будет: они просто время тянут, а потом скажут, что мы сделали все, но увы», - сообщила корреспонденту UFA.AIF.RU Оксана, жена Вадима Николаева.
Ранее Оксана Викторовна сообщала нам, что поехавшие на рудник родственники других шахтеров рассказывали, что работы идут очень медленно. По их словам, диспетчеры в отчетах по телевидению передавали одно, а на месте движений почти не было видно.
«Боюсь, им выгодно, чтобы они не сами вышли, а их вынесли. Потому что если они выживут, они уже свидетели, и начальству рудника это не выгодно. Потом будут говорить, что «мы не успели и делали все возможное», - говорит со слезами на глазах женщина.
Родственники Вадима Николаева даже создали петицию с обращением к президенту Владимиру Путину, чтобы он взял спасательную операцию под личный контроль и ускорил работы. Петиция набрала более 2,1 тыс. голосов.
Вадим Николаев на этом руднике начал лишь вторую вахту, и условия ему не очень нравились. На смену он уехал 15 марта. И фактически должен был выйти с товарищами на свое первое дежурство на руднике. При этом до начала работы они общались в мессенджере, и Вадим жаловался на плохое самочувствие – повышенный пульс, высокое давление. Однако его допустили до работы и отправили на рудник.
Год для Николаева вообще оказался роковым. Незадолго до трагедии он потерял младшего брата, отца и матери тоже нет в живых. У него остались лишь две дочери.
Ролан Шарипов был другом Николаева и тоже не очень был рад условиям места работы. Сибаец трудился там около года, и как раз снова приехал сюда после отпуска 15 марта. У мужчины дома остались жена и двое маленьких детей.
Олег Симонов — самый взрослый из сибайской «пятёрки», он родился 7 мая 1976 года. На его странице в соцсетях много фотографий о работе в рудниках, а первый пост представляет собой плейлист из шахтёрских песен. Так же, как остальные ребята, по профессии Олег машинист самоходной буровой установки.
Машинист погрузочно-доставочной машины Эмиль Валиханов родился 17 августа 1991 года. После школы он поступил в металлургический колледж в соседнем Белорецком районе, который окончил в 2011 году.
«Больно и горько»
Ранее все оставшиеся под завалами жители Башкирии трудились дома. Сибайцы – на местном руднике. Но работы в регионе катастрофически нет, об этом свидетельствуют горожане, которые обсуждали тему в городских пабликах.
«Подскажите, на какую работу идти в Сибае, все предприятия позакрывались, даже градообразующее предприятие. Вообще никому нет работы, не только мужчинам, но и женщинам. Не от хорошей жизни мужики едут так далеко, чтобы заработать денег на семью. Они бы с удовольствием работали дома», – написала местная жительница.
Тем временем коллеги горняков устроили рядом с обвалившейся шахтой стихийный мемориал.
Портреты на стене разместили коллеги шахтёров — они знали их лично и две недели делали всё, чтобы найти живыми. Сейчас стараются поддержать родственников — отправляют стихи, видео, делятся тёплыми воспоминаниями, пишут об общей скорби и желают близким сил.
«Да, больно и горько. Все рассчитывали на другой результат спасательной операции, однако есть вещи, которые по-прежнему за гранью наших возможностей. Человечество давно и уверенно летает в космос и спускается в глубины мирового океана, но камень остаётся камнем. Сквозь него не взлетишь и не спустишься. Не придумано таких спускаемых аппаратов. Даже в XXI веке в случае с камнем всё гораздо труднее, а профессия горняка хоть и самая мирная, но и самая опасная», – написал спецкор «Амурской правды» Андрей Анохин, дежуривший две недели на месте ЧП. Он надеялся, что все же заснимет счастливые лица спасенных…
Напомним, по факту обрушения возбуждено уголовное дело. По нему взят под стражу управляющий директор рудника «Пионер». Также фигурантами уголовного дела стали сотрудники Ростехнадзора, которые закрыли глаза на нарушения в сфере безопасности, которые были выявлены летом 2023 года. До 2022 года месторождение принадлежало британским оффшорам, потом вошло в актив крупнейшего производителя меди УГМК.