Помог статус? Почему оправдали осужденных за изнасилование дознавательницы

Потерпевшая по делу со своим адвокатом © / Наталья Кузнецова / АиФ

Верховный суд Башкирии оправдал двух из трех осужденных по скандальному делу об изнасиловании дознавательницы – 51-летнего Эдуарда Матвеева и 50-летнего Салавата Галиева. Еще одному – 34-летнему Павлу Яромчуку – приговор смягчен. Также снижена компенсация морального вреда. Защитники осужденного и потерпевшей уже заявили, что будут обжаловать решение. Подробности – в материале UFA.AIF.RU.

   
   

Из истории дела
Уголовное дело в отношении троих полицейских было возбуждено в октябре 2018 года. Девушка, в то время работавшая дознавателем в отделе МВД России по Уфимскому району, заявила в полицию, что вечером 29 октября 2018 года ее изнасиловали коллеги. После того как информация попала в СМИ, и было возбуждено уголовное дело, все они были уволены из органов внутренних дел.

Меньше виновных и денег

Определение по апелляционным жалобам по делу Верховный суд республики вынес 3 июня. Как сообщили в объединенной пресс-службе судов республики, бывший начальник отдела по вопросам миграции ОМВД по Уфимскому району Павел Яромчук признан виновным в изнасиловании и совершении насильственных действий сексуального характера в отношении 24-летней экс-дознавательницы Гульназ Фатхлисламовой. Но суд смягчил ему приговор – с шести до четырех лет колонии общего режима. Осужденный был взят по стражу в зале суда.

Двое других осужденных – бывший начальник ОМВД по Уфимскому району Эдуард Матвеев и экс-руководитель ОМВД по Кармаскалинскому  району Салават Галиев оправданы «за непричастностью к совершению преступлений». Ранее каждый из них получил по семь лет лишения свободы. Теперь за Галиевым и Матвеевым признано право на реабилитацию.

Также суд снизил сумму компенсации морального вреда потерпевшей – с 3 млн до 500 тыс. рублей.

И снова слезы

Приговор в суде первой инстанции по скандальному делу был вынесен в конце декабря 2019 года. Сам процесс был закрытым, продолжался пять месяцев и широко освещался в СМИ. Резонанс усилило то, что потерпевшая является дочерью вице-премьера правительства Башкирии Ирека Сагитова. Журналисты следили за всем, что происходило в суде, часами ждали адвокатов сторон в коридоре. На оглашении решения и вовсе был настоящий аншлаг – присутствовали представители всех ведущих изданий региона. Потерпевшая, долгие месяцы прятавшая лицо от корреспондентов, на последнем заседании не пыталась скрыться от объективов фото- и видеокамер. После оглашения приговора эмоции зашкаливали. Жена Павла Яромчука тогда разрыдалась на выходе из зала суда. Потерпевшая и ее адвокат обнялись и были в приподнятом настроении: было видно, как они рады тому, что победили.

   
   

Однако в начале 2020 года решение суда было обжаловано. Прокуратура сочла приговор слишком мягким, а адвокаты троих осужденных по-прежнему настаивали на полной невиновности своих подзащитных. Рассмотрение апелляционной жалобы было назначено на 31 марта, но как раз в этот день в республике был введен режим повышенной готовности из-за угрозы распространения коронавируса. В итоге заседание в апелляции состоялось только 3 июня. Эмоциональная обстановка и в этот раз была непростой. Как рассказали участники заседания, супруга Яромчука вновь плакала. Все осужденные по делу выглядели усталыми – сказалось то, что рассмотрения дела в апелляции пришлось ждать несколько месяцев.

Почему отменили

Почему приговор осужденным изменен, остается непонятным. Заседание в апелляции, как процесс в первой инстанции, проходило в закрытом режиме. Оглашена была только резолютивная часть решения суда.

Как рассказал UFA.AIF.RU адвокат Эдуарда Матвеева Рустам Ибрагимов, при рассмотрении дела защитники обвиняемых представили рецензию доктора психологических наук на один из протоколов допроса. Ученый сделал вывод, что потерпевшая, рассказывая о том, что произошло, лжет.

«Что именно суд учел при вынесении определения, неизвестно, – отметил Ибрагимов. – Но надо сказать, что суд разобрался в подробностях».

Адвокат Павла Яромчука Наиль Багаутдинов подчеркивает, что непонятным остается оправдание двух осужденных и признание виновным одного.

«Сам не понимаю, как так получилось, этот же вопрос задает мне мой подзащитный, – говорит Багаутдинов. – Мы представили дополнительные доказательства невиновности. Может быть, что-то суд учел. Может быть, действительно сыграла роль экспертиза доктора психологических наук».

И вновь обжалуют

Решение суда вступило в законную силу, но возможность его изменения пока остается. Адвокат Павла Яромчука заявил о намерении направить жалобу в Шестой кассационной суд общей юрисдикции в Самаре, так как по-прежнему настаивает на полной невиновности своего подзащитного.

Не согласилась с Верховным судом Башкирии и защитница потерпевшей.

«Данное решение будет обжаловано, когда мы получим полную версию, - сообщила адвокат потерпевшей Ирина Валиева. – Сегодня была озвучена только резолютивная часть решения суда. Моей потерпевшей эмоционально непросто было все это пережить с учетом того, что сначала их признали виновными, а теперь для двоих приговор отменили. То есть сам факт преступления есть, но почему-то не все виновны».

Старший помощник прокурора Башкирии Гузель Масагутова сообщила, что надзорное ведомство также намерено обжаловать определение суда, отметив при этом, что гособвинение не устраивает как то, что суд отменил приговор Галиеву и Матвееву, так и новый срок, назначенный Яромчуку.

Павла Яромчука, которого увели из зала суда в наручниках, могут отправить в колонию уже в ближайшие дни, так как приговор уже вступил в законную силу. Но даже если в кассации защите удастся добиться изменения решения, экс-полицейский проведет в тюрьме меньше четырех лет. Будет учтено то, что он провел полгода в СИЗО на этапе расследования уголовного дела, а затем год находился на домашнем аресте.

Комментарий

Адвокат по уголовным делам Марат Валиуллин:

«Теоретически возможно то, что приговор будет отменен, и дело отправят на новое рассмотрение. Больше срок уже не дадут – ухудшать положение осужденных в кассационной инстанции нельзя. Вообще процент изменения обвинительных приговоров в апелляционной инстанции очень невысок. Я думаю, учитывая высокую должность отца потерпевшей и самих осужденных, это дело изучили «до каждой запятой». И если при этом одного все-таки посадили, значит, скорее всего, его никак нельзя было признать невиновным»