Извратили факты? Дело об изнасиловании дознавательницы из Уфы пересмотрят

Гульназ по-прежнему настаивает, что ее насиловали все трое. © / Наталья Кузнецова / АиФ

Шестой кассационный суд общей юрисдикции Самары вернул на новое рассмотрение уголовное дело об изнасиловании 24-летней экс-дознавательницы из Уфы Гульназ Фатхлисламовой. Серьезный срок вновь грозит всем троим осужденным – ранее оправданным 51-летнему Эдуарду Матвееву и 50-летнему Салавату Галиеву, а также 34-летнему Павлу Яромчуку, приговор которому был смягчен. Новые подробности дела – в материале UFA.AIF.RU.

   
   

Справка
Скандальная история произошла в октябре 2018 года. Молодая девушка, в то время работавшая дознавателем отдела МВД по Уфимскому району Башкирии подала заявление в полицию о том, что ее изнасиловали трое старших по званию. После того, как инцидент получил огласку в СМИ, все трое были уволены из органов внутренних дел. Гульназ Фатхлисламова - дочь вице-премьера правительства Башкирии Ирека Сагитова.

Недовольны все

В декабре 2019 года по решению Кировского райсуда Уфы бывшие начальники ОМВД по Уфимскому и Кармаскалинскому районам Башкирии Эдуард Матвеев и Салават Галиев получили по семь лет лишения свободы. Начальник отдела по вопросам миграции ОМВД России по Уфимскому району Павел Яромчук – шесть. Все трое экс-полицейских подали апелляционные жалобы в Верховный суд Башкирии, настаивая на своей полной невиновности. Представление направила и прокуратура, требуя, напротив, ужесточить приговор.

В июне 2020 года Галиева и Матвеева, изначально получивших больший срок, неожиданно оправдали, а Яромчуку приговор смягчили  – с шести до четырех лишения свободы. Такой расклад не устроил всех, кроме оправданных экс-полицейских. В кассационную инстанцию обратился Яромчук, сама потерпевшая, а также гособвинение. 24-летняя Гульназ, которая до этого в принципе не общалась со СМИ, появилась на федеральном телеканале. В интервью тележурналистам она заявила, что это «зверское преступление», причем ее бывшие коллеги совершали такое и раньше, но уйти от ответственности, по ее мнению, им помогали связи и влияние.

Определение в кассационной инстанции вынесено 10 ноября. Дело вернут на повторное рассмотрение в Верховный суд республики. Для всех троих осужденных избрана мера пресечения в виде домашнего ареста.

«Насиловали трое»

Защитники сторон определение кассационного суда пока не получили: им зачитали только резолютивную часть.

   
   

По словам адвоката потерпевшей Ирины Валиевой, она настаивала на обвинительном приговоре в отношении всех трех обвиняемых. Факт полного оправдания двоих участников секс-скандала и признание виновным третьего стал главным аргументом за отмену апелляционного определения. По мнению защитницы, была «искажена суть правосудия».

Валиева рассказала версию произошедшего со слов потерпевшей: начальники пригласили девушку в здание паспортно-визовой службы, в кабинет Яромчука, где они распивали спиртное. Мужчины говорили, как они уважают ее отца, даже, уверяет Валиева, предлагали за него выпить. Гульназ несколько раз пыталась встать и уйти, но старшие по званию приказывали остаться, и девушка не смела им перечить. В какой-то момент она вышла в туалет, и обнаружила, что Матвеев был там с другой своей подчиненной, с которой у него была связь уже около полугода (экс-полицейский, по словам Валиевой, признался в этом на очной ставке). Тогда девушка окончательно решила, что надо уйти. Она «рванула к выходу», чтобы забрать вещи в кабинете, но ей не дали выйти двое других офицеров. После этого, по словам Валиевой, все трое поочередно изнасиловали потерпевшую.

Доказательством факта насилия, подчеркивает адвокат, являются полученные травмы. Всего у девушки более 20 телесных повреждений, они, согласно выводам эксперта, «системные, характерные для изнасилования». В частности, Гульназ порвали рот, нанесли травмы в области бедер. Также зафиксирован перелом фаланг пальцев ноги.

«Очевидно, что ее держали руками и насиловали, откуда еще у девочки такое количество телесных повреждений,  – возмущается Валиева. – Начали говорить, что она якобы падала с лестницы. Но, упав с лестницы, такие травмы не получишь. И, конечно, не может в групповом изнасиловании быть виноват один».

Адвокат добавила, что ее потерпевшая просит суд не только сохранить обвинительный приговор для всех троих, но лишить осужденных офицерских званий, а также выплатить компенсацию морального вреда в 100 млн руб.

«Мы просим наказание для всех троих, причем адекватное тому, что было содеяно, даже то, что было назначено изначально, было чрезмерно мягким», - резюмировала она.

Двое под арестом, один в СИЗО

Защиту Павла Яромчука также не устроило то, что в апелляции решение суда изменено частично.

«И я, и прокуратура, и потерпевшая в принципе говорили одно и то же: нас не устроило то, что одни и те же факты послужили для доказательства невиновности Галиева и Матвеева и виновности Яромчука, - отметил адвокат Наиль Багаутдинов. – Например, протокол осмотра туалета. Когда речь шла о Галиеве, суд указывал, что там просто описана обстановка. При этом, говорилось о Яромчуке, использовалась формулировка, что это протокол с места, в котором он изнасиловал потерпевшую. Почему были сделаны такие выводы, непонятно, ведь видеокамеры в этом туалете нет. И, в целом, так были извращены практически все факты».

Багаутдинов также подчеркивает противоречивость доказательств в плане наличия слюны потерпевшей на нижнем белье Яромчука. Следы нашли как на том, в котором экс-полицеский был в день совершения преступления, так и на постиранном, что лежало в шкафу.

Павел Яромчук пока продолжает находиться в СИЗО Уфы. Ранее сообщалось, что его этапировали в изолятор в столице Башкирии из колонии Нижнего Тагила. Как пояснил Багаутдинов, это сделано в рамках расследования другого уголовного дела, возбужденного в отношении его подзащитного.

«На досудебном этапе мы подавали справку о наличии у него опухоли в мозге, необходимую для продления очередной меры пресечения. Когда в апреле 2019 года на основании этой справки мера пресечения были изменена на домашний арест, то уже на следующий день следком возбудил уголовное дело по факту предоставления неизвестными лицами поддельной справки. С тех пор это дело находится в производстве».

Адвокаты Галиева и Матвеева от комментариев пока воздерживаются. Известно, что их подзащитные уже взяты под домашний арест.

Гульназ, по словам ее адвоката, в настоящее время отошла от пережитого и чувствует себя хорошо. Она добавила, что девушка «успешно работает», правда, не уточнив, в какой сфере. Ирина Валиева также сообщила, что со стороны адвокатов осужденных были попытки предложить ей «большие деньги», если она откажется защищать интересы Гульназ в суде, но она отказалась. Впрочем, сами защитники экс-полицейских этот факт не подтверждают. Экс-дознавательница, по их словам, на связь с осужденным ни разу не выходила.

UFA.AIF.RU следит за развитием событий.