Из-за коронавируса в Башкирии одна за другой на карантин закрываются районные и городские больницы. Все силы брошены на больных ОРВИ и пневмонией, в то время как люди продолжают мучиться от рака, переносят инсульты, травмируются в ДТП. UFA.AIF.RU выяснял, как работают медучреждения в условиях пандемии.
Что с больницами?
Изначально в республике закрылись из-за коронавируса более десяти больниц и отделений. По данным на 24 апреля, в республике остаются на карантине семь больниц. Полностью приостановили свою деятельность городская клиническая больница №21 в Уфе и больница №1 в Стерлитамаке. Ещё несколько закрыты частично. Это три отделения Кармаскалинской ЦРБ, два - в республиканском онкодиспансере, терапевтическое отделение в больнице скорой медицинской помощи в Уфе, хирургический корпус в Белебеевской ЦРБ, а также отделение анестезиологии-реанимации стационара №2 и терапевтическое отделение городской больницы №1 в городе Октябрьском.
Позже ситуация улучшилась. Сотрудников и пациентов с отрицательными анализами отравили домой на 14-дневную самоизоляцию. В рескоме профсоюза работников здравоохранения уточнили, что в ГКБ на 21 апреля остались 34 пациента и 22 сотрудника. Среди медиков – персонал, который оказывает помощь людям, находящимся на лечении в стационарных условиях. Остальные сотрудники остаются дома на самоизоляции. В здании проводится дезинфекция отделений.
Где лечиться?
Что будет дальше с больницей №1 в Стерлитамаке пока неизвестно. Возможно, и она продолжит работать как инфекционный госпиталь. Остальные медучреждения города также ориентированы пока только на коронавирусную инфекцию. Поликлиники работают по записи, но с ограничением плановых посещений, медосмотры пока отменены.
Плановых больных и экстренные случаи из Стерлитамака после закрытия двух больниц перенаправляли в Ишимбай и Салават. На несколько дней и в этих двух соседних городах медучреждения закрывались, однако затем карантин был снят. Сюда вновь начали направлять больных из Стерлитамака, однако местное население начало выступать против этого. В социальных сетях салаватцы и ишимбайцы настаивают, чтобы им не везли «заразу», а больных лечили по месту жительства. Возмущение высказывают и жители Мелеуза и Кумертау, куда возвращаются бывшие пациенты РКБ имени Куватова, ставшей главной очагом распространения коронавируса в регионе. По всей республике жители жалуются, что медики сконцентрированы на проблеме нового вируса, и из-за этого они не могут получить помощь врачей.
Вопрос жизни
Неспособность стерлитамакских медиков оперативно отреагировать на карантинные мероприятия привела к тому, что 19-летний местный житель Ранэль Шамсутдинов чуть не умер без врачебной помощи. На парня с опухолью мозга обратили внимание только после того, как родные обратились к журналистам и записали видеообращение к главе Башкирии Радию Хабирову.
Ранэль с герминомой головного мозга начал мучатся сильными головными болями, перестал самостоятельно передвигаться, есть, участились обмороки. Но в городской больнице нейрохирург ушел на карантин, а закрытая РКБ им Куватова не смогла ни принять больного, ни написать направление в Центр нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко. В итоге 16 апреля молодого человека госпитализировали в салаватскую больницу, 22 апреля его прооперировали, поставив шунт для снятия отека. В дальнейшем его должны перевести в клинику Тюмени или Новосибирска.
Отголоски оптимизации
Пока в стране бушует коронавирус, в Мишкинском районе решили упразднить участковую больницу, заменив ее на амбулаторию. В редакцию UFA.AIF.RU пришло коллективное письмо, подписанное более чем 150 жителями деревень Чураево, Баймурзино, Тынбаево, Лепёшкино. Без качественной медпомощи оказались 8,5 тысяч человек из 23 деревень. Всех их оправляют в райцентр за 50-70 км от дома. Жители утверждают, что вместо обещанных четырех фельдшеров и двух автомобилей их обслуживает один специалист и одна машина, скорой помощи приходится ждать по три-четыре часа.
Из правительства Башкирии гражданам ответили, что жителям доступно девять фельшерско-акушерских пунктов.
«В действительности ни один из них несоответствует названию ФАПа и современным требованиям санитарно-технических норм, - говорится в письме. - Большая часть из них – это все бывшие фельдшерские пункты, построенные еще при советской власти, когда больница имела 50 койко-мест, а фельдшерские пункты были в каждой деревне. По факту в селе Баймурзино отсутствует даже здание медпункта: помещение под ФАП предоставлено местным жителем».
Жителей не устраивает, что врачи приезжают один-два раза в неделю и настаивают, чтобы медики работали регулярно.
««Без больницы наши села не выживут, народ начнёт разъезжаться, - рассказал корреспонденту UFA.AIF.RU один из подписантов Владимир Андриянов. – А люди здесь трудолюбивые. В деревнях очень много новостроек. Молодежь активно строится и не хочет никуда уезжать».
Что происходит в очагах?
В городах и районах республики, где возникли очаги коронавируса, ситуация различается. Не везде медучреждения становятся полностью недоступны. Так, по словам главврача Мелеузовской ЦРБ Урала Хабибуллина, больница на карантин не закрывается, так как все больные, а их в городе на 21 апреля было трое, находились в изолированных палатах.
В Белебеевской ЦРБ, также ставшей одним из очагов распространения коронавируса, сейчас находится 30 больных с подтвержденными результатами COVID-19. И больница полностью закрыта. Однако узких специалистов для удобства жителей перевели в другие медучреждения. Как рассказал главврач Белебеевской ЦРБ Рустем Ишмурзин, травмпункт, стоматология, врач-невролог и врач-уролог теперь принимают экстренных больных в поликлинике №1. Отделения кардиологии, неврологии и педиатрии расположились в приютовском корпусе. Также разделили потоки больных: В детской поликлинике в две смены работают дежурные врачи. Все приемы – по записи.
На новый режим работы перешла и РКБ имени Куватова. После окончания двухнеделельного карантина в больнице осталось 175 пациентов, но она по-прежнему закрыта. По данным замминистра здравоохранения РБ Ирины Кононовой на 22 апреля, все больные переведены в девятиэтажный терапевтический корпус. Шестой и девятый этажи занимают пациенты с эндокринологической, кардиологической, пульмонологической патологиями. Третий и пятый этажи – пациенты из хирургического корпуса. На втором этаже расположилась реанимация и свободные койки для интенсивной терапии. Первые этажи корпусов используются для перемещений по системе шлюзов.
Министр здравоохранения РБ Максим Забелин:
«Плановая госпитализация осуществляется в близлежащие медицинские организации этого же населенного пункта или другие населенные пункты в зависимости от их мощностей. Не было зафиксировано ни одного отказа от плановых и экстренных операций. Все роддома работают, доступность медпомощи в районах не снизилась.
В Уфе беременных, находившихся в контакте, или с признаками инфекции, госпитализируют в роддом в Деме. Выписка проходит в обычном режиме».