«Будут шнырять катафалки». В Уфе жильцы выступают против появления хосписа

В 2021 году в Уфе должен появиться хоспис, сейчас ведутся сбор средств на строительство и подготовительные работы. Новость о появлении этого объекта горожане восприняли положительно – никто не сомневается, что городу-миллионнику он нужен. Но когда стало известно место расположения, новоселы жилого комплекса стали забрасывать жалобами все инстанции, требуя не строить под их окнами «грустное учреждение». «Неприятно жить рядом с местом, где постоянно кто-то умирает и шныряет катафалк», - написал один из уфимцев.

   
   

Почему люди так отреагировали и действительно ли соседство с хосписом может действовать угнетающе, «АиФ-Уфа» спросил у руководителя паллиативного отделения онкодиспансера и священника, который многие годы сопровождает тяжелобольных людей.

«Ранит в самое сердце»

Планируемый хоспис рассчитан на 20 детских и 30 взрослых мест. Изначально сообщалось, что власти выбирают из нескольких площадок, но 15 ноября «АиФ-Уфа» стало известно, что принято окончательное решение - учреждение паллиативной помощи появится около жилого комплекса «Цветы Башкирии» в одноименном поселке под Уфой.

Уфимцы, купившие квартиры в домах комплекса, несколько дней назад начали активно оставлять сообщения на странице главы Башкирии в социальных сетях, в электронной приемной и других площадках, в которых просят не строить объект рядом с их домами. Аргумент – им будет тяжело находиться рядом со зданием, в котором умирают онкобольные.

«Жилой комплекс состоит из небольших по площади квартир, рассчитан на будущих родителей и молодых семей, - говорится в одном из обращений. - Вид умирающих детей будет негативно сказываться на психологическом здоровье беременных женщин и молодых мам. Так же, как и постоянное наблюдение за веселыми здоровыми детьми будет ранить в самое сердце родителей умирающих детей. А неизбежные регулярные похоронные процессии лягут тяжелым бременем на сердце и души жителей молодого микрорайона».

"Вид умирающих детей будет негативно сказываться на психологическом здоровье беременных женщин и молодых мам"

«Хотелось бы обратить ваше внимание на просьбу о переносе места строительства, так как инфраструктура нового микрорайона – торговый центр «Мега», будущий «Мегапарк» - не предполагала появление данного учреждения!», - говорится в другой жалобе.

К слову, не все владельцы квартир поддержали возмущающихся будущих соседей, но тех, кто против, оказалось большинство.

   
   

«Они что, люди другой категории?»

Возмущение будущих жителей жилого комплекса вызвало бурную реакцию социальных сетей. Подавляющее большинство пользователей не поддержали протестующих. Тех, кто возмущался, упрекнули в негуманном отношении к больным, стремлению только к личному комфорту. Многие признавались, что были шокированы такой реакцией на выбор места для хосписа и не понимают, почему кто-то против.

«Что ещё негативно сказывается на вашем психологическом здоровье? - прокомментировал жалобу один из пользователей. - Вид инвалидов, стариков, людей с физнедостатками? А может плохо от вида рыжих или вообще лысых? Пусть едут жить в тайгу, там сплошное умиротворение».

«Они что, люди другой категории? – возмутился другой. - Мы все вместе не заживем нормально в этой стране, пока общество не станет единым! Больные дети не должны вас пугать, они такие же, как вы».

«В конце концов, не морг строят, не кладбище, - написал еще один - Не живите сегодняшним днем, не надо шутить с судьбой - она порой такие подарки может преподнести. Все мы под одним небом ходим, просто кому-то повезло меньше. Вы беспокоитесь о своем настроении, глядя на этот хоспис, а кто-то в этот момент считает дни. Вы в любой момент можете сменить жилье, а эти больные каждый день молятся и не знают - проснутся ли завтра».

Неудобная площадка

После реакции соцсетей риторика протестующих во многом изменилась. В комментариях многие из них уже не писали, что им неприятно находиться с онкобольными, а подчеркивали, что их не предупреждали о строительстве объекта при покупке квартир, и никто не спрашивал их мнения на этот счет. Кроме того, они акцентировали внимание на том, что площадка выбрана неудачно, и это плохо для больных. Якобы во всех других крупных городах хосписы строят около парков, где пациенты могут гулять, дышать свежим воздухом. Об этом же, кстати, писали и многие другие комментирующие.

«Место выбрано крайне неудачно для большой части уфимцев, проживающих в северных районах столицы, - рассуждает уфимка. - Вам после работы нужно добраться до дома, зайти в магазин, что-то купить своему близкому - не только гостинцы и цветы, а затем с пересадками в час пик доехать до хосписа. А еще обратный путь. Сколько вы успеете побыть со своим близким? А они хотят вас видеть каждый день и не по часу».

Высказывалась также версия, что инициатором протеста были не столько сами люди, сколько застраивающая территорию компания. Некоторые предположили, что из-за соседства с хосписом стоимость квартир в достаточно дорогом поселке может снизиться. Как следует из информации на сайте жилого комплекса, все дома планируется сдать в 2020-2021 годах, и непроданные квартиры в них еще есть. В компании, ведущей застройку, ситуацию комментировать отказались.

Первая нормальная реакция

«Отношение граждан, выступающих против хосписа, еще может измениться. Все, что они говорят сейчас, - это лишь первая психологическая реакция, и она достаточно понятна и естественна для подобной ситуации: включается страх перед смертью, который есть у любого человека», - так считает настоятель храма Серафима Саровского села Русский Юрмаш Уфимского района протоиерей Сергий Бакланов.

Священник много лет помогает вернуть радость жизни больным раком в отделении паллиативной помощи республиканского онкодиспансера и подчеркивает, что и он сам, и многие другие волонтеры пришли к своему служению через отрицание того, что с раком можно нормально жить. В итоге же все они поменяли свою точку зрения и поняли, что хоспис на самом деле – это место радости.

«Люди просто не знают, что такое хоспис, - рассуждает священнослужитель. – 99,9% людей никогда не были в подобных учреждениях, не слушали людей, которые в них были. И именно поэтому у них сложилось убеждение, что это страшно, ужасно и от осознания того, что это будет где-то недалеко, возникает страх, что сердце будет неровно биться. Но в том-то и дело, что их представления очень сильно разнятся с действительностью. Например, пациенты паллиативного отделения онкодиспансера улыбаются, причем не как-то наигранно, а по-настоящему. Там царит атмосфера радости: проходят концерты, занятия по рукоделию, даже конкурсы красоты. Ведь это точно такие же люди, просто в данный момент больные. Но они живут и радуются каждому дню».

Заведующая паллиативным отделением республиканского онкодиспансера Любовь Кудряшова подчеркивает, что даже постоянные контакты с онкобольными никак не могут отразиться на здоровых людях. Тем более, говорить о каком-либо вреде нельзя, если пациенты большую часть времени находятся непосредственно в здании.

Мы работает над тем, чтобы больной самые последние свои дни проводил все же с семьей. Если даже умирает у нас, погрузка тела всегда производится так, что никто ничего этого не видит.

«Никакие формы рака никак не влияют на здоровье других людей, - говорит она. – Среди специалистов нашего отделения процент заболеваемости раком не выше, чем в среднем среди населения региона. Что касается смерти пациентов, то, конечно, не будут перед глазами жителей соседних домов постоянно сновать катафалки. Во-первых, мы работает над тем, чтобы больной самые последние свои дни проводил все же с семьей. Во-вторых, если даже он умирает у нас, погрузка тела всегда производится очень аккуратно – на первом или нулевом этаже, никто ничего этого не видит. Просто люди сами себе напридумывали. И на самом деле психологически это вызывает отрицательную реакцию лишь поначалу. Похожие ситуации были и в других городах, но как только хоспис построят, люди поймут, насколько это милосердно».