Из-за ситуации с коронавирусом в Башкирии только студенты первых курсов бакалавриата и специалитета, а также магистранты учатся очно, остальные курсы – дистанционно. Так будет минимум до 1 ноября. И это только предварительная дата. Однако при этом плата за обучение не изменилась. UFA.AIF.RU разбирался, осталось ли качество образования на прежнем уровне и довольны ли им те, кто дает и получает знания.
Нет обратной связи
Проведенный среди преподавателей и студентов опрос показывает, что мнения о новом формате обучения есть фактически диаметрально противоположные. Так, преподаватель Башгоспедуниверситета им. Акмуллы (БГПУ) Виолетта Шилина считает, что при дистанционном обучении студенты недополучают знания. Кроме того, добавляет она, переход на новый формат проходит тяжело.
«Отношение к новому формату негативное. Как можно в полной мере таким образом получить знания? – возмущается педагог. - Я преподаю у третьего курса на дистанционке и это очень тяжело и, как правило, неэффективно. Обратной связи никакой со студентами нет, им пишешь одно – они отправляют другое. Знаний никаких нет, и в итоге мы просто ставим всем зачёты и всё. Сам процесс происходит на платформе Moodle. Туда мы скидываем лекции на полтора часа, проверочные занятия, тестирования, различные задания. Потом они это читают, изучают и скидывают решения».
«Заветное место на крыше сарая»
А вот для преподавателя кафедры журналистики БашГУ Наили Ахметьяновой переход на дистанционное обучение, по ее собственным словам, был безболезненным, потому что и она, и ее студенты освоили этот формат уже давно.
«С 2014 года я начала создавать курсы на платформе Moodle для дистанционного обучения и вести занятия в данной системе. Студенты были зарегистрированы там, имели возможность проходить итоговые тесты, знакомиться с лекциями, если отсутствовали на парах, – рассказывает она. –Практиковали такое обучение и с очниками, и с заочниками. В курсах СДО (Система дистанционного обучения) размещены намного больше материалов по изучаемой дисциплине. И студентам нет необходимости искать нужные материалы для самостоятельной работы в интернете. А это сокращает время подготовки домашних заданий».
По словам преподавателя, дистанционное обучение на ура приняли те обучающиеся, которые из-за занятости на работе вынуждены были пропускать пары. Студенты и магистранты очень быстро смогли переориентироваться и стали посещать электронные библиотечные системы, дистанционно сдавать курсовые работы, практики через систему личных кабинетов. Многие занятия проходят на платформах Zoom, BigBlueButton. Весной там же прошли предзащиты и защиты выпускных квалификационных работ. Правда, добавляет педагог, пока остается проблема со студентами из отдаленных районов. Они жалуются, что связь во многих местах неустойчивая и чтобы поймать сигнал, надо было найти «то заветное место на горе, на крыше сарая». Случаются и технические неполадки: плохая слышимость, перебои с оборудованием или его нехватка.
А как студентам?
«В целом идея дистанционного обучения мне понравилась с самого начала. Это же так круто – сидеть дома, не ехать на пары в 7 утра, толкаясь с бабульками. Но в какой-то момент задавать стали так много, что ходить в универ стало бы кайфом, и все мои одногруппники и сокурсники мечтали об этом. Практически в начале обучения преподаватели начали отправлять кучу домашки, при этом, на тот момент у нас не было ни ZOOM, ни Skype – ничего! Мы просто сидели в огромной куче заданий, пытаясь хоть как-то разобраться в этом», - рассказывает студентка 5 курса УГАТУ Карина Каюмова.
По её словам, второй семестр дистанционки стал проще. Огромное количество жалоб вразумило преподавателей, и работа стала устроена несколько иначе. Теперь есть созвоны в ZOOM для разъяснений. «Дистанционное обучение — это возможность заниматься своими делами и не тратить время на дорогу до университета, на просиживание там пар и бесполезных долгих перерывов, –отмечает она. – Время важный ресурс в нашем возрасте», - подытожила Карина.
В традиционной форме в вузах пока что учатся только первокурсники и магистранты. Студентка вуза в Уфе Алина Исламгалеева (имя и фамилия изменены - прим. редакции) рассказала, о том, как соблюдаются меры предосторожности.
«При входе стараются напоминать о дезинфекции рук, но не всегда антисептики оказываются на месте. Маски тоже просят надевать, но в коридорах за этим особенно никто не следит. Родители очень переживают за то, что я езжу в вуз и могу принести вирус домой», - поведала обучающаяся.
За что платим?
Есть и другая проблема. Многие родители и студенты в соцсетях и в электронной приёмной органов исполнительной власти республики жалуются, что оплата за дистанционное обучение такая же, как за очное. Свои обращения, в большинстве случаев, они адресуют министерству образования и науки Башкирии.
«Мы платим также, получая ноль знаний. Понятно, что мы должны читать материал и все прочее. Но мы платим деньги вузу явно не за самообразование. Я считаю несправедливым платить 80 тысяч рублей за год такого обучения», - написала студентка Карина.
Мы платим деньги вузу явно не за самообразование.
«Во время карантина нас перевели на дистанционное обучение, фактически она проходило в заочной форме, но плату производили в полном объеме (57 500 рублей за семестр). Считаю, что сумма на время дистанционного обучения должна быть равной заочному», – говорит один из студентов вуза в Уфе Ильдар.
Рассчитывать на снижение цен судя по всему вряд ли стоит. По крайней мере, власти надежд не вселяют.
«Образовательные программы реализуются в полном объёме в соответствии с учебными планами, графиками и программами, с исполнением всех расходных обязательств и без сокращения объёма учебной нагрузки, – заявили в минобразования республики. – Реализация программ дистанционно не приводит к уменьшению нормативных затрат вузов и не является основанием для снижения стоимости платных образовательных услуг».
Комментарий
Данил Гизатуллин, бывший ассистент БашГУ (сейчас работает в сфере, не связанной с образованием):
«Дистанционка – это удар по мозгу, как преподавателей, так и студентов. Но, похоже, за ней будущее. Сейчас система такого образования абсолютно не налажена, хотя, стоит отметить, положительные сдвиги имеются. В любом случае, какими бы эти изменения ни были, должно пройти ещё достаточно времени, чтобы была выстроена адекватная система получения знаний на расстоянии».