Вслед за массовой «утечкой» выпускников школ из Башкирии, стремящихся поступить в вузы Москвы, Питера, Казани и Екатеринбурга, наметилась новая тенденция: ребята быстро разочаровываются в процессе учебы и после первого-второго курса отправляются в самостоятельное плавание. Почему так происходит, разбирался UFA.AIF.RU.
«Работа и есть мой вуз»
Элина Каганова (имя и фамилия изменены) из Уфы поступила на «заочку» в Финансовый университет при Правительстве РФ на факультет менеджмента и управлениями проектами. Одновременно устроилась администратором в центр раннего развития детей и изучала онлайн-курсы SMM. Через два месяца девушку пригласили в веб-студию помогать с соцсетями – сначала на удаленку, а потом в штат.
Мама девушки ругаться не стала, просто сказала: «попробуй расписать, как ты планируешь развиваться сама, и я буду спокойна». Элина составила план на целый год.
«Я так воспринимала, что работа и есть мой университет, за который мне еще и платят», – смеется она, добавляя, что есть такие профессии, где без системного образования в вузе не обойтись.
А вскоре девушка решилась уехать в Москву, хотя поначалу не грезила ею. Уже девять месяцев у нее работа мечты: занимается разработкой больших сложных порталов.
«Университет активно мешал»
О том, что сфера IT (информационных технологий – ред.) развивается так быстро, что система образования за ней не успевает, говорит еще один бывший студент, Иван Тимошин (имя и фамилия изменены).
«Программа обучения сильно устарела, все поросло мхом лет 20 назад. Нужна программисту “вышка” или нет, спорят еще с 2000-х годов, – говорит он. – В IT-сфере она себя, можно сказать, уже дискредитировала. Потому что преподавателем работать невыгодно, и учить студентов идут те, кто не состоялся в профессии. У них нет бэкграунда, соответственно, они не могут ничему научить. Немного выделяется в этом плане УГАТУ, потому что привлекает специалистов со стороны. Но в целом моя отрасль плохо развита в плане обучения в наших широтах, не так, как в Москве, например. Диплом мне лично не был нужен, я работал программистом, начиная с первого курса, и добился всего самостоятельно. Все, что сделал университет – активно мешал».
В 10 классе Артем Халиков (имя и фамилия изменены) понял, что хочет стать аниматором, который рисует мультфильмы. В столичные вузы не попал, прошел на «коммерцию» в КазГИК. Проучился два года и решил бросить.
«Во-первых, за это время я понял, чем именно хочу заниматься – анимацией 3D, а в институте такому не обучали, – поясняет он. – Во-вторых, мне не нравилась организация учебы в вузе: преподаватели часто менялись, не было стабильности, наш поток оказался экспериментальным. В общем, деньги, отложенные на оплату третьего курса, мы с родителями решили потратить на нужные мне онлайн-курсы».
Во время обучения Артема пригласили на работу в питерскую компанию. Он согласился, прошел испытательный срок, потом его взяли на «постоянку». И парень переехал в Северную столицу.
«Начал, конечно, как новичок с самой низкой позиции, меня обучали в процессе. Сейчас, как и хотел, занимаюсь 3D-анимацией – разработкой движений моделей в видеоиграх, – рассказывает Артем. – Сказать, что институт не пригодился совсем, конечно, нельзя: второстепенные предметы мне были интересны – актерское мастерство, режиссура, обучение авторскому стилю создания мультфильма. Но продолжать учиться той развилке анимации, которая меня не интересует, не было смысла».
Без дискриминации по нацпризнаку
В 9 классе Лера Степанова (имя и фамилия изменены) съездила в Москву и влюбилась в этот город, тогда и появилась мечта переехать в столицу.
«Многие мои друзья уезжали по другим причинам: например, сталкивались в Уфе с дискриминацией по национальному признаку, – рассказывает девушка. – Это и я на себе испытала: однажды еще в школе заняла со своей презентацией проекта первое место на уровне города, а потом меня не взяли на республиканский этап. И я поняла: как бы сильно ты ни старался в Уфе, приоритет всегда будут иметь люди с другой, “правильной” фамилией».
В Москве оказалось нелегко. Лера признается, что не раз порывалась бросить МГИМО, потому что ей не нравилось навязанное родителями направление «политика и международные отношения». Она сначала терпела, но старалась посещать больше лекций по истории культуры, журналистике. Самостоятельно училась рерайтингу и копирайтингу.
В итоге девушка все же решилась бросить университет, не желая тратить лучшие годы на нелюбимую специальность.
«Поняв, что из-за этого поступка никто не собирается меня содержать, начала искать работу в творческой сфере, которая мне гораздо ближе, – рассказывает она. – Горжусь, что уехала, сумела выплыть и ни за что не вернусь в Уфу. Работаю журналистом. В Москве больше возможностей, выше зарплаты, много интересных культурных событий. Этот город – вечный мотиватор: сколько ни старайся, не станешь идеальной. Но ценнее быть худшей из лучших здесь, чем лучшей из худших в Уфе».
Комментарии
Председатель комитета по образованию, культуре, молодежной политике и спорту госсобрания Башкирии Раиль Асадуллин:
«Я бы не назвал массовой тенденцией то, что часть студентов покидает вузы. Но соглашусь, что часто высшее образование в целом проявляет себя очень инертно. Онлайн-обучение сегодня на самом деле стало мощным трендом. При этом важно, чтобы люди знали: если появляются новомодные методики, они всегда есть у вузов – как программы онлайн резервов в информационно-образовательной среде.
Но хочу подчеркнуть, что профессиональное образование – это не только специальная предметная подготовка, но и мировоззренческая. Поэтому, если ты хочешь быть не просто пользователем или специалистом, работающим на конвейере тех же IT-технологий, а хочешь создать свою фирму или занять соответствующую управленческую должность, то необходимо иметь общее профессиональное образование. Мысли о том, что можно заработать большие деньги без образования, появляются у молодых людей сразу после школы, когда у них еще нет опыта жизни в социуме. Есть отдельные примеры типа Дани Милохина, который стал тиктокером и заработал большие деньги. Но это исключение из правил, этим ребятам просто повезло, так звезды сошлись. А в массовом порядке такого ведь не происходит. Часто бывает, что потом молодежь начинает задумываться о необходимости выучиться, а годы уже ушли. Поэтому стоит иметь в виду, что при устройстве на работу люди должны иметь документы о том, что прошли профессиональную подготовку. И без диплома о высшем или хотя бы среднем образовании добиться ничего невозможно».
Тем, кто не обладает особыми способностями, стоит хорошо подумать, прежде чем покинуть родную землю.
Кандидат социологических наук, доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин БГАУ Лилия Горемыкина:
«Отсев студентов на 1-2 курсах, конечно, происходит, случается это и позже, хотя это нельзя назвать массовым явлением. Почему? По разным причинам: одни поступили не в “свой” вуз по воле родителей, другие находятся в бесконечном поиске, третьи в силу отсутствия склонности к систематическому умственному труду просто не способны освоить высшее образование, им лучше пойти работать. К тому же многие молодые люди нацелены на материальный успех и быстрый результат, не хотят тратить много времени и усилий на получение образования.
Если говорить об оттоке студентов в Москву, Санкт-Петербург и Казань, то это было всегда: наиболее способные и активные уезжали из села в город, из провинции в столицу. А вот тем, кто не обладает особыми способностями, не умеет адаптироваться к новым, более жестким требованиям, стоит хорошо подумать, прежде чем покинуть родную землю».