«Место в стройотряде надо заслужить». О студенческом движении в Башкирии

Продолжаем работать на голом энтузиазме. © / Из личного архива

В октябре в Уфе прошёл пятый юбилейный слёт, который объединил итог работы нынешних бойцов и опыт ветеранов движения студенческих стройотрядов. Руководитель Башкирского регионального отделения Ирина Сухарева рассказала, почему было важно возродить советскую традицию, что ищет в стройотрядах современная молодёжь и почему чиновники – большой враг прогресса.

   
   

Заразить желанием

Юлия Байджанова, «АиФ-Башкортостан»: Ирина Равильевна, чем запомнился юбилейный слёт?

Ирина Сухарева: Наверное, больше всего тем, как все участники, независимо от возраста, обнявшись, пели песню «Яростный стройотряд» – неформальный гимн движения. Этот год юбилейный не только для нас: в 1959 году первые студенты отправились покорять целину в составе студотряда физмата МГУ. А 15 лет назад возрождать традиции прошлого начали российские студенты.

Сейчас движение объединяет более двух тысяч ребят, а в 80-х насчитывалось в шесть раз больше. Только вожатых у нас 700 человек, есть проводники и медики, сельхозотряд. В первый год было всего 216 человек. Наша цель – заразить желанием помогать и созидать как можно больше сегодняшних студентов.

Ирина Сухарева Фото: Из личного архива/ Ирина Сухарева

Досье
Ирина Сухарева (Нурмухаметова) родилась в 1985 году в Иглинском районе. Окончила БашГУ (геофак и клиническая психология). Руководитель башкортостанского регионального отделения организации «Российские студенческие отряды». Многодетная мама. Член Общественной палаты РБ. Почетный работник государственной молодёжной политики РБ.

– Как и когда всё началось для вас?

– Это было в 2014 году, после того как я устроилась худруком в БашГУ и поехала по приглашению Минобра России на окружную школу командных составов студенческих отрядов в Казань. Мне безумно понравилась атмосфера: бойцовки, традиции, желание созидать. Я много слышала о движении ещё с 2006 года, тогда посчастливилось поучаствовать в обмене «Уфа-Галле», который организуют бывшие стройотрядовцы. В Уфе этим занимается Марина Куликова, ветеран нашего движения. Кстати, она была в одном отряде с нынешним главой республики Радием Хабировым. Она много рассказывала о своей молодости, романтике стройотрядов. И я очень вдохновилась историей.

   
   

– Насколько сейчас масштабно стройотрядовское движение в Башкирии? Есть крупные стройки типа БАМа?

– Один из таких объектов организовал в Новом Уренгое работодатель из Башкирии – это межрегиональная стройка «Северное сияние». Мы как региональный оператор обеспечиваем их рабочими руками. Из Башкирии было 100 человек, ещё 278 – из различных регионов страны. На Всероссийскую студенческую стройку «Север» в Якутии со всей страны летом отправилось работать 1400 человек, в том числе 40 – из Башкирии. Есть объекты Росатома. Работает Всероссийский сводный студенческий отряд «Ялта», который обеспечивал персоналом гостиницу «Интурист», проводники, вожатые. Ребята, по сути, трудятся в одном масштабном проекте, но в разных локациях.

«Труд – крут»!

– Весной совет ректоров рекомендовал ввести в вузах штатного сотрудника, отвечающего за работу студотрядов. Кто-то уже реализовал эту идею?

– Штатную единицу для командиров штабов должны ввести там, где работают более трёх отрядов. Первым это сделал БашГУ, должность называется «ведущий специалист по воспитательной работе студклуба» – сейчас её занимаю я. Всего в реестре нашей организации 70 отрядов, они есть во всех вузах Уфы. Сильные штабы по несколько сот человек есть в УГАТУ, БГПУ, БГАУ.

Вообще, движение в том или ином виде работало в аграрном, нефтяном и педагогическом вузах. Студентов отправляли летом на производственную практику и называли это «стройотрядами». Сейчас такую форму трудоустройства молодёжи мы называем «трудовыми бригадами». Их более 1100 человек. Они не платят взносы и существуют только на период работы в качестве практикантов.

Ребята с завышенными потребностями, но заниженным желанием работать в стройотрядах не уживаются.

Те, кто живет этим ежедневно, – «классические отряды». У каждого из них своя жизнь, традиции, они действуют согласно уставу организации. Также под крылом трудовые бригады подростков – старшеклассников от 14 лет. Это шесть отрядов, в которых около 100 человек. Мы находим им подработку на лето.

– Какими качествами надо обладать, чтобы стать студотрядовцем?

– Наш девиз «Труд – крут!», который говорит о том, что ребята с завышенными потребностями, но заниженным желанием работать здесь не уживаются. Недостаточно принести заявление и заплатить оргвзнос в 300 рублей. Большинство направлений требуют специального обучения, сертификатов и допусков. Их получают как сервисники, вожатые, проводники, так и строители. Бойцы отдельно проходят курсы техники безопасности на рабочем месте. А ещё их ждут испытания общественными работами, активностью в волонтёрской деятельности и т.д. Новичков, которые пришли летом: «хочу в отряд», обычно не берём – не заслужили.

Отдельное требование – ЗОЖ, у нас сухой закон. Это во многом продиктовано требованиями безопасности как самого работника, так и объекта, особенно это касается нефтехимии.

– Кроме того, ваше отделение создает социально значимые проекты. Какие?

– Весной мы выиграли грант Министерства семьи, труда и социальной защиты населения в размере 451 тыс. рублей на разработку мобильного приложения «Диспетчерская «Студент». Еще 150 тыс. выиграли на «IВолге» на создание отряда нянь. Ведь многие девчонки никогда не пойдут на стройку, но им интересно поработать с детьми. Отряд особый: туда входят не только студенты, которые могут и хотят смотреть за малышами, но и психологи, педагоги и медики, которые смогут проводить диагностику, работу с мамами.

Мобильное приложение родилось из потребности в людях, которые могут подработать в течение нескольких часов. Сейчас заявки от работодателей и потенциальных работников поступают в соцсетях: постоянно нужны няни, промоутеры, уборщики, разовые официанты на выездные мероприятия, репетиторы, грузчики, разнорабочие.

В отрядах действует сухой закон. Это во многом продиктовано требованиями безопасности как самого работника, так и объекта, особенно это касается нефтехимии.

– Какие-то проекты стали постоянными?

– «Мастер’Ок» – детский центр в Деме, где для детей есть нейропсихологические упражнения, развитие мелкой и крупной моторики. Есть психологические консультации, в том числе для родителей проблемных детей, скидки для многодетных. Мастер-классы проводят художники, блогеры, режиссёры.

Для отряда пресс-службы мы создали фотостудию «Чик-чирик». Там же устраиваем для подшефных семей фотосессии в рамках проекта «Близкие люди». Раньше таких семей было 10, в этом году благодаря гранту стало 35. Это не просто в детский дом с игрушками сходить, это реальная работа с семьей, когда иногда мать нужно «из-под плинтуса» вытащить. Работают психологи, юристы, репетиторы, идёт сбор продуктов питания и канцелярии для детей.

Есть всероссийская патриотическая акция «Снежный десант» – это добровольцы, которые зимой выезжают в населённые пункты и оказывают шефскую помощь: чистят одиноким людям снег, готовят дрова, делают мелкий ремонт. И работа эта, в отличие от летнего семестра, бесплатная.

– Сколько ребята зарабатывают за сезон?

– В среднем отрабатывают 45 рабочих смен и более. Получают от 12 тыс. (вожатые) до 30-35 тыс. рублей (строители). При этом они обеспечены бесплатным питанием, жильём, спецодеждой, проездом.

На голом энтузиазме

– Власти поддерживают ваши проекты?

– Нет, чиновникам мы не интересны. Есть люди, с которыми бороться бесполезно: их не переубедишь, мировоззрение не поменяешь, жить по новым стандартам не научишь. Они тянут время до пенсии. Жалуются на зарплату, на плохих начальников и подчинённых, плохое государство. Идеи блокируют, бракуют и создают препоны. Придираются к запятым. Сидят на бюджетном финансировании, отчитываются о скучных малопосещаемых мероприятиях и уверены, что делают великие дела. Я не хочу с 9 утра до 6 вечера сидеть в кабинете. За это время можно сделать столько полезного.

Мы продолжаем работать часто на голом энтузиазме, живём на взносы и получаем часть льгот от работодателей. В то же время в Татарстане на развитие движения ежегодно выделяется 4,5 млн руб., в Оренбурге – 3,9 млн, а в Якутии – и вовсе 57 млн руб., и у них отряд президента.

Мы, конечно, готовим региональный законопроект о финансовой поддержке деятельности стройотрядов, но когда его примут – неизвестно. А пока продолжаем считать, что у нас нет проблем, одни задачи.

– Бытует мнение, что следующие поколения хуже своих предшественников. Согласны?

– Нет – они просто другие, более современные, общительные, мобильные. У молодёжи клиповое мышление, заточенное больше на юмор, чем на действие. Реакция появляется на fun (позитив, приколы). Теперь, чтобы проникнуться идеями и стать кем-то, человеку надо проделать гораздо более длинный путь: осознать важность или очень проникнуться сочувственным интересом, чтобы это оказалось сильнее лени и типичной инертности.

Однако их моральные нормы крепки, они понимают важность и пользу сухого закона, помощи старикам и одиноким, детям. Они такие же человечные, не терпят несправедливости.

Человеку сегодняшнего поколения, чтобы проникнуться идеями и стать кем-то, надо проделать гораздо более длинный путь: осознать важность или проникнуться сочувственным интересом.

– Вы многодетная мама. Дети вписаны в ваш рабочий график?

– Семья для меня всегда в приоритете. Делегирование и правильное воспитание помогают снижать нагрузку. Кирилл ходит в пятый класс, средняя дочь Илона во 2-й, она на семейном образовании, младшая Тереза пока везде со мной. Все ходят в кружки (музыка, языки, спорт, художественная школа). Всё лето они провели в лагерях, на спортивных сменах. Стараемся, чтобы они выросли разносторонне развитыми личностями. В 2018-м мы вошли в топ-10 республиканского конкурса «Бери пример», а на конкурсе «Лучшая молодая семья Уфы» заняли второе место.

У нас семейный договор: каждый что-то должен делать по дому. У всех своя зона ответственности. Личный пример тут особенно важен. Если я буду их заставлять делать, а сама сидеть, они всё поймут. Рыба гниёт с головы. Этот принцип применим ко всей моей деятельности.