Новомодным словом «буллинг» обозначают проблему, которая на самом деле существует много лет, – травлю детей и подростков. О том, почему дети проявляют агрессию, как ей противостоять и чем можно помочь жертве психологических атак, «АиФ-Уфа» рассказала директор уфимского Центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Журавушка» Наталья Казбан.
Хорошо забытое старое
Наталья Кузнецова, «АиФ-Башкортостан»: Наталья Владимировна, бытует мнение, что буллинг – новое явление. Так ли это на самом деле?
Наталья Казбан: Когда я училась в школе, травля тоже была, но это называлось по-другому. Буллинг - это, во-первых, борьба за лидерство, которая была во все времена, во-вторых, это аспект социализации, хотя и с негативной окраской. Социализация - это способность адаптироваться в обществе. А чтобы адаптироваться, нужно уметь позитивно взаимодействовать и общаться с окружающими. Те, кого научили общаться социально приемлемыми способами, умеют выходить из ситуации буллинга с наименьшими потерями. А те, кто этому не обучен, зачастую становятся либо жертвой, либо обидчиком.
- Дети и подростки часто обзывают друг друга, дерутся. Как понять, где заканчивается дружеская потасовка и начинается именно травля?
- Буллинг – не единичный случай агрессии. Это системное явление, которое может выражаться как в психологическом воздействии (насмешки, присвоение кличек, бойкот, социальная изоляция), так и в физическом насилии (удары, шлепки, подзатыльники, порча и отнимание вещей).
Если ребёнка обидели один раз, достаточно с ним просто поговорить, речь не идёт о том, что ему сразу нужен специалист. То же самое можно сказать о «нелюбимчиках», которые есть везде. Таких детей никто не обижает, с ними просто мало общаются. Если ребёнок сам по себе интроверт, ему самому может быть вполне комфортно в такой ситуации.
Опасные установки
- Какой по складу характера ребёнок больше рискует стать жертвой?
- Закономерности здесь нет: объектом травли может быть любой школьник: и отличник, и двоечник, и ребёнок из обеспеченной семьи, и спортсмен. И самое интересное, что, попав в другой коллектив, агрессор сам может стать жертвой буллинга. То же самое может случиться и со свидетелями - теми, кто просто наблюдает за травлей.
- А почему маленькие «агрессоры» устраивают травлю в школе?
- Многие исследователи считают, что решающую роль играет воспитание в семье. Часто родители дают ребёнку установки: «Ты должен быть сильным, уметь постоять за себя». Кроме того, иногда в семьях родители обзывают друг друга, дерутся, и для ребенка это становится примером поведения.
Иногда и учителя, возможно невольно, провоцируют такие вещи. Они рассуждают так: это временное явление, это пройдет. Не берусь судить о том, как учат в педагогических вузах сейчас, но, когда училась я, о таких проблемах ничего не говорили. Сейчас ситуация начинает понемногу меняться.
- Педагоги сами сообщают вам о буллинге и просят помощи?
- Есть школы, которые обращаются за помощью. Специалисты центра проводят мероприятия по сплочению коллектива, но, прежде чем сплотить, нужно, чтобы класс признал наличие проблемы. Также в школах существует «медиация» (урегулирование споров с участием третьей, нейтральной стороны – Ред.). Но в случае с буллингом это не помогает. Все потому что в медиации два партнера разговаривают на равных, а в буллинге один агрессор, второй – жертва.
Многое зависит от родителей
- Какие наиболее драматичные случаи в вашей практике можете вспомнить?
- В последние несколько лет наиболее распространен кибербуллинг (травля в интернете – Ред.). Была ситуация, когда подросток просто спросил домашнее задание в чате. За одну эту фразу зацепились, и полились оскорбления вплоть до нецензурных слов. При этом в реальной жизни никакой травли не было, хотя в таких случаях бывает по-разному. Подросток показал переписку маме, которая обратилась к нам за помощью.
Жестокий случай произошёл в одном из районов Башкирии. Одна девочка чем-то не понравилась одноклассницам, они выложили её фотографии в сеть, сопроводив надписью, что она занимается проституцией. Эта «новость» быстро распространилась на весь район, в итоге девочка в буквальном смысле не могла выйти из дома. В этом случае грамотно среагировала мама, виновных поставили на учёт в отдел по делам несовершеннолетних.
- А если подросток не делится с родителями своими проблемами? По каким признакам можно понять, что он жертва?
- Он может начать отказываться посещать школу или уходить, но не приходить туда. Меняется эмоциональное состояние, появляется замкнутость, слёзы, в более старшем возрасте – агрессия.
- Как действовать жертве, родителям, педагогам в случае травли?
- Педагоги должны относиться ко всем одинаково. Не стоит говорить агрессору, что он плохой, или повышать авторитет жертвы, потому что это может озлобить агрессора. Надо собрать весь класс и договориться, что есть нормы поведения, правила отношения друг к другу. Эту беседу может провести классный руководитель или психолог. Параллельно, конечно, нужно поработать с родителями.
- А перевод ребёнка в другую школу? Этот вариант работает?
- К этому все относятся по-разному, но, думаю, это не выход. Ведь ситуация может легко повториться и в новой школе.
Последствия остаются
- Предусмотрена ли какая-то ответственность за травлю?
- Если агрессору меньше 14 лет, привлечь можно родителей или администрацию школу по статье за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. С 14 лет наступает частичная личная ответственность – по статьям за умышленное причинение вреда здоровью, кражу, грабёж, вымогательство, разбой и вандализм. С 16 лет ответственность наступает в полной мере: за истязание, доведение до самоубийства, побои, клевету.
- Но дети взрослеют. Проходит ли буллинг бесследно для его участников?
- Нет, последствия остаются всегда и у всех. У жертвы это, как правило, заниженная самооценка, депрессивные состояния. У агрессора и наблюдателей – чувство вины. Оно появляется позже, когда дети взрослеют.
- Возможно ли полностью ликвидировать это опасное явление в школах?
- Его можно минимизировать. Примечательно, что в кружках и секциях, где дети объединены по интересам, такой проблемы нет в принципе. Это проблема коллектива, сформированного по случайному принципу. Поэтому уже с первого класса нужно начинать работу по сплочению коллектива, объединять детей общими интересами. В этом случае, даже если в класс придёт агрессор, его не примут: он будет вынужден либо согласиться с существующими правилами, либо уйти.