«Детям не угодить». Что не так со школьным питанием в Башкирии?

Наталья Ахмадуллина / Из личного архива

Сделать так, чтобы дети хорошо ели завтраки и обеды в школах, в Башкирии не получается много лет. В этом году в регионе принят стандарт школьного питания, и ответственные чиновники заявляют о сокращении жалоб. При этом, по данным прокуратуры, более чем в 200 школах республики - в Туймазах, Октябрьском, Уфе (в Калининском, Ленинском и Советском районах), Агидели, Нефтекамске, Салавате, Белорецком, Дюртюлинском и Белебеевском районах республики - были выявлены факты закупки просроченных продуктов и нарушения санэпид норм. Изменилось ли качество питания на практике, как работают по новым требованиям школы, и куда жаловаться на плохое питание, выяснял UFA.AIF.RU

   
   

Носим бутерброды, потому и не жалуемся

Тема некачественного питания в школах удивительным образом затихла в этом году.

«Управление соцпитания» республики  отмечает положительную динамику и сокращение грубых нарушений по сравнению с прошлым годом, например, факты несоблюдения технологии приготовления сократились в 7 раз (с 27% до 4%).

По данным пресс-службы минторга республики, с 1 сентября по 29 ноября в ведомство поступило 25 обращений: 10 - по вопросам качества еды, 9 - разъяснительного характера, 4 - по составлению меню и вкусовых предпочтений детей и 2 по поводу температуры блюд. Касаемо «пересоленности» либо «пресности» пищи, претензий и вовсе не поступало. Тем не менее, жалобы по-прежнему есть.

Недавно уфимка Рушана сообщила в соцсетях, что ее ребенок отказался питаться в школе, при этом, по словам мамы, он с удовольствием ест в санаториях и лагерях, «и чтобы ему не понравилась еда, надо очень постараться». Тему активно подхватили другие родители.

Многие поделились, что вынужденно отказались от школьного питания, которое пагубно отражалось на здоровье детей. А проблему решили просто – перекусами с собой.

«У моего были огромные проблемы, ел все, говорил невкусно. Были сильнейшие газы, как только переставал питаться в столовой, все становилось отлично. Перестали есть в начале прошлого года. Все хорошо, даю ему с собой бутерброды. У нас таких детей около трети класса. Сидят в классе, жуют, за собой все убирают. Правда учителя жалуются на запах колбасы и сыра потом на уроке», - написала одна из мам.

   
   

«У младшей дошли до холецистита с этим питанием в конце прошлого учебного года. А так как детям самим отказаться нельзя, я весной учительнице сказала, что запрещаю водить мою дочь в такую столовую. Либо чеки на препараты и врачей буду присылать на возмещение в школу. Да, у кого-то обычный живот, у нас не так, увы», – поделилась другая мама.

«Всю среднюю и старшую школу приходилось питаться школьными булками, потом долго «расправлялась» с последствиями, - жалуется третья. - У нас даже гречку с макаронами нормально сварить не могли — переводили продукты».

Кстати, по нормативам в школе нельзя есть принесенную с собой еду, остаться в кабинете, на время завтрака, тоже нельзя, так что с 1 по 4 классы у детей нет другого выхода, кроме как ходить в столовую всем строем.

Причем мамы и папы подчеркивают, зачастую дети отказываются от школьной еды, потому что она просто несъедобна.

«Рис как клей!», «Макароны какая-то серая масса, которая слиплась!», «Не вкусно и холодное!», - цитируют популярные жалобы школьников родители, отмечая, что даже любимая, как правило, еда детей – макароны, и те разварены в тесто.

«Претензий нет только к хлебу и чаю, но за это мы не готовы платить по 65 рублей в день», - возмущаются уфимцы.

Невкусно потому что экономят?

В начале учебного года, глава региона Радий Хабиров подписал постановление правительства о стандарте организации питания в школах, из которого следует, что бесплатное горячее питание предоставляется: обучающимся 1-4 классов (за счет средств из федерального бюджета); детям из многодетных малоимущих семей (средства  республиканского бюджета) и детям с OB3 (за счет консолидированного бюджета республики).

Причем премьер-министр правительства Андрей Назаров во время обсуждения проблемы упомянул о низком освоении федеральных субсидий на организацию питания младших классов, отметив, что ситуация не контролируется должным образом.

В пресс-службе минобра подчеркнули, если детей кормит компания на аутсорсинге, должно использоваться единое меню, разработанное муниципалитетом, если же школа организует питание сама, она должна ежедневно рассчитывать все расходы и утверждать новое меню каждые две недели.

Оно должно быть сбалансированным, обогащенным витаминами, необходимыми микроэлементами и нутриентами и разрабатываться по единым санитарным требованиям, исключительно из продукции, разрешенной в детском питании. Например, согласно стандарту, суточная норма йодированной соли для детей 7-11 лет составляет 3 г, для детей 12-18 лет — 5 г.

Что касается закупки продуктов, ее следует проводить путем конкурса с ограниченным участием в электронном виде. В соцсетях родители не обошли стороной и эту тему.

Так, например, уфимка Зульфия отмечает явление сильного демпинга цен в сфере школьного питания.

«Выдавливаются игроки с хорошим качеством, остаются только те, кто «некачественно» и «невкусно». Только что сама прошла процедуру тендера. Это системная проблема «цена-качества». И её без системного подхода не решить. Нужно менять в корне саму процедуру закупок», - считает горожанка.

Им не угодить!

«Сейчас у родителей полно возможностей принимать участие в жизни школы, в том числе следить за питанием. Чтобы оно оставалось на хорошем уровне, мамы и папы из родительского комитета могут создать группу по контролю и, предварительно договорившись с руководством, наведываться в столовую», - делится опытом мама четвероклассницы уфимской гимназии, Анжелика.

Она уже два года отвечает за контроль горячего питания в классе, где учится дочь, и еженедельно посещает дегустации. Причем во время подобной проверки можно не только снять пробу, но также отследить множество нюансов.

Соответствует ли реализуемое меню утвержденному? Учитываются ли особенности здоровья детей, страдающих хроническими заболеваниями, например, аллергией, диабетом? Имеются ли факты выдачи остывшей пищи? Качественно ли проводится уборка? Созданы ли условия для соблюдения правил гигиены? Кто и как накрывает на столы? Можно даже визуально оценить уровень отходов.

«По итогам я заполняю чек-лист, а фотографии блюд размещаю в родительском чате, чтобы другие могли увидеть и внести свои замечания», - говорит Анжелика.

По ее мнению, благодаря такой прозрачности невозможно упустить из виду какие-либо огрехи, а проблема  несъедаемости заключается, возможно, в самих детях.

«Если честно, я вообще не нахожу ничего из нарушений, кроме иногда битой посуды, остальное всё хорошо и, самое главное, вкусно и не холодное. Детям нашим не угодить, сама знаю по своим и теперь по чужим тоже. Я вообще не понимаю, почему не едят, хотя старшие всё сметают», - недоумевает женщина.

Классный руководитель 4 класса той же гимназии, Юлия, солидарна во мнении, что еда в столовой хорошая, но отмечает, что какие-то продукты пользуются у детей большей популярностью, к другим же они почему-то не притрагиваются.

«Омлет не едят, говорят «как всегда холодный». Плов, рыбу, овсяную кашу почти никто не ест. Запеканка со сгущенкой, котлеты, макароны, гречку - все едят с удовольствием! Пюре картофельное с курочкой половина класса ест. Какао все пьют, чай и компоты 50/50. Кисель никто не пьёт. От пряников все в восторге. Очень им нравится, когда дают сыр, масло, но это не каждый раз на столе. Ещё фрукты, соки дают, всё, что штучно к еде прилагается - всё кушают!» - рассказывает учитель, подчеркивая, что для исправления ситуации нужно подключаться родительской общественности.

«Чем активнее ведут себя родители, тем лучше. Обсудите проблему с классным руководителем, опишите конкретные жалобы, внесите свои предложения. Можно переговорить с директором, обычно руководство всегда прислушивается, идет навстречу, предлагаются какие-то варианты».

Эксперт отдела информационно-аналитической работы минобра республики, Анастасия  Пожалова, объяснила, что, даже в случае если вопрос о питании не удается решить с классным руководителем или директором школы, всегда можно найти выход, например, обратившись в региональное минобра или оставив сообщение на госуслугах в разделе о бесплатном горячем питании.

«C этого года разработана платформа для организации обучения и управления образовательным процессом «Единая электронная образовательная среда», где гражданин может оставить обращение в электронном дневнике. Если родители не удовлетворены ответом руководителя общеобразовательной организации, обращение автоматически перенаправляется в органы управления муниципального образования, затем в вышестоящую организацию. Кроме того, можно обратиться на «горячую линию» минобра по телефону 8 (347) 292-11 -52», - пояснила эксперт.

Министр образования Башкирии Айбулат Хажин во время прямого включения в ЦУР заявил, что учащиеся отказываются от еды, так как школьное меню и домашние блюда сильно отличаются.
«Если в школе готовят, исходя из физиологических особенностей детского организма, то дома дети едят то, что готовят для всех», - отметил чиновник. По его мнению, для решения проблемы необходимо учить культуре питания детей, а иногда - и родителей.