Десятый – не для всех? Почему в школах устраивают «отсев» после 9 класса

Виктор Крутов / АиФ

В Уфе родители выпускников 9-х классов пожаловались на то, что многим детям отказывают в продолжении обучения. При этом на собеседованиях члены приемной комиссии якобы всячески унижают детей, заявляя, что они не смогут учиться. Кому-то предложили уйти в другую школу, а кому-то - в колледж. В ситуации разбирался UFA.AIF.RU.

   
   

Зачислили после скандала

Неприятная ситуация возникла в башкирской гимназии №158, расположенной в микрорайоне Южный. Родители были в недоумении: около полусотни бывших девятиклассников руководство учебного заведения отказалось принимать в десятый класс.

По их словам, члены приемной комиссии аргументировали свое решение разными причинами. Кто-то из детей несколько раз опоздал, кто-то был замечен в конфликте, причем не в самой школе, кому-то педагоги «спрогнозировали» провал на ЕГЭ.

Один из родителей, защищая права своего ребенка, даже обратился в Следственный комитет.

После того, как история получила огласку, педсостав школы экстренно собрался на совещание и сформировал списки в десятые классы. Это нам подтвердили и родители.

«Действительно, сегодня нам позвонили из гимназии, нас приняли. И других учеников, кому отказали, тоже», – рассказала UFA.AIF.RU мама одной из учениц, которую раньше отказывались принимать.

   
   

Надо жаловаться

Проблемы с поступлением в 10-ый класс, очевидно, возникают не только в Уфе . Так, директор Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина рассказала в своем телеграм-канале, что ей начали поступать письма с аналогичными жалобами и из городов других регионов (Солнечногорска, Иркутска, Пензы, Борисоглебска, Москвы, Ижевска). Многим, по ее словам, отказывают по надуманным причинам, либо не создают универсальные или гуманитарные классы.

Так, ученица 141-й уфимской школы рассказала о ситуации в этом учебном заведении. По ее словам, на поступающих «очень давили, а некоторых даже не взяли».

«В нашей школе хотят открыть классы с физико-математическим направлением и универсальный, но это еще не точно, возможно будет гуманитарный. Я решила, что выберу гуманитарный профиль, но школа еще не определила, какой именно будет второй 10 класс. Нам предварительно сказали, что, скорее всего, универсальный. Тогда я сказала, что хочу подать заявку туда, после чего услышала, что это мое худшее решение, что я там не буду учиться, а ЕГЭ сдам на тройки. И услышала это не одна я, а почти каждый, кто хотел поступить. Даже те, кто приходил с родителями. Многих вообще не взяли, например, моих друзей, у которых были тройки в аттестате. Они хотели поступить в универсальный класс, после чего получили отказ. Один мальчик попросил дать отказ в письменном виде и указать причину, после чего ему сказали «мы не отказываем, а советуем», но заявление на поступление подписать так и не дали»,– рассказала школьница.

Екатерина Мизулина сообщила, что ряд из этих обращений уже направила коллегам - уполномоченным по правам ребенка в регионах.

«Настоятельно рекомендую всем родителям школьников, кто столкнулся с такой проблемой, обращаться в прокуратуру и департамент образования города. Скорее всего, соберу все письма и направлю в Генеральную прокуратуру»,– прокомментировала она.

Как набирают?

Директор Башкирской гимназии №102 Шаймурат Тимербулатов пояснил, что обычно в десятые классы отбирают по среднему баллу аттестата.

«Мы принимаем учеников, у кого средний балл не ниже 4,5, призеров олимпиад, разных всероссийских конференций, активистов и с хорошим поведением. Без конкурса зачисляем детей участников СВО. В каждой школе имеется Положение о приеме в 10 класс. Оно находится на официальном сайте школы. Там прописываются все критерии отбора», – рассказал он.

К слову, на сайте гимназии №158 указано, при зачислении в 10-ый класс преимущества тоже получают победители и призеры олимпиад и конкурсов, отличники, а также имеющие высокие баллы по ОГЭ. Но вот от конкретных показателей по баллам педагоги решили не прописывать. Возможно, для того, чтобы и оснований для отказа девятиклассникам было больше?

Комментарий

Старший научный сотрудник Института стратегических исследований Академии наук РБ Александр Кобыскан:

«Жалобы на "отсев" часто связаны с объективным ужесточением критериев приема: школы, особенно сильные, стремятся формировать профильные классы с высокими баллами ОГЭ, что закономерно ограничивает доступ для менее успешных учеников. Демографический рост (серьезную «яму» начала «нулевых» годов в школах уже прошли), нехватка мест, учителей, кабинетов в конкретных школах – это все тоже вносит свой вклад, создавая ощущение искусственного барьера.

Вместе с тем, нельзя исключать, что образовательный поток действительно будет скорректирован. Ведь увеличение проходных баллов и отсев части выпускников 9-х классов могут косвенно способствовать переориентации учащихся на колледжи. А это частично соответствует госзадаче развития среднего профессионального образования и подготовки кадров. Однако сводить всю ситуацию исключительно к этому фактору было бы серьезным упрощением. Реальность сложнее. Каждый случай отказа требует внимательного разбора, чтобы отличить законные академические требования от возможных перекосов».