«Нас услышали!» Женщина-кинематографист из Уфы о местных фильмах

Вопреки расхожему мнению, хорошее кино снимают не только московские режиссеры. Эта отрасль в последние годы активно развивается и в регионах, в том числе в Башкирии. Какие фильмы создают в республике, как растят новые таланты и что лучше экранизировать, в интервью UFA.AIF.RU рассказала председатель регионального отделения Союза кинематографистов Башкортостана Зухра Буракаева

   
   

Справка
Зухра Буракаева – писатель, сценарист, организатор фильмопроизводства. Родилась 16 сентября 1973 года в Уфе. Окончила Литературный институт им. М. Горького, отделение художественного перевода (маст. Ахияра Хакимова), сценарные курсы при ВИППК (Москва) (маст. А. Леонтьева и М. Туманишвили). Долгие годы работала редактором на киностудии «Башкортостан». Автор более 20 пьес и инсценировок, сценарист и режиссёр более чем 20 фильмов, многие из которых – участники и лауреаты российских кинофорумов. Член Союза кинематографистов РФ с 2015 года, ныне – председатель регионального отделения СК России – Союза кинематографистов Башкортостана.

«Стеклянный потолок» и новые возможности

Юрий Татаренко, UFA.AIF.RU: Два года назад вы возглавили местный Союз кинематографистов. Что удалось сделать за это время?

Зухра Буракаева: – На сегодняшний день удалось увеличить субсидирование кинопроизводства в республике. Деньги очень нужны – мы активный Союз! Проводим мастер-классы, фестивали и форумы. В пандемию устраивали лаборатории для начинающих сценаристов, композиторов, художников. По моей инициативе организована переквалификация кадров. Кино требует специалистов, люди с улицы фильм не снимут. И вот, к примеру, мы собрали профессиональных художников, в том числе работающих в театрах – и объяснили им, чем занимаются художники в кино. После чего сразу четыре человека пришли в кино, сразу на большие проекты – считаю, это хороший «улов».

Удалось пробить еще одну важную вещь. В этом году наконец-то будет создан республиканский Фонд кино. Глава РБ Радий Хабиров выделил пятьдесят миллионов рублей на грантовую поддержку проектов. Это решение было принято после круглого стола с кинодеятелями, где мы озвучили свои проблемы. И нас услышали. До этого мы неоднократно обращались в министерство культуры республики – и всякий раз натыкались на стеклянный потолок, наши идеи в верхние кабинеты власти просто не доходили. Рада, что вице-премьер правительства Азат Бадранов лично занялся проблемами кино. Благодаря ему мы впервые за тридцать лет вышли на прямой диалог с главой республики.

– Раньше ВГИК был одним из самых престижных вузов страны, конкурсы были космические. Интересно, какая молодежь и как приходит в кино?

– Вообще, для молодых сейчас много возможностей. Хорошо, что стали увеличивать количество бюджетных мест во ВГИКе, СПбГУКиТ, возобновились целевые наборы. Кинообразование – очень дорогое удовольствие. К примеру, год обучения на Высших режиссерских курсах стоит более миллиона рублей. А еще в Москве надо где-то жить, что-то есть. Но без притока молодой крови кинематографу не выжить.

   
   

И выручают питчинги. Не люблю иностранные слова, но это уже профессиональный термин. Питчинг – это конкурс проектов-презентаций, реальный шанс рассказать о своей идее и получить финансирование. Молодежный центр при СР РФ проводит питчинги по многим городам, можно сказать, охватили всю страну. Башкирская молодежь выигрывала. Ребятам перечисляли на карту по полмиллиона рублей, чтобы те сняли кино либо тизер будущего проекта.

И по примеру всероссийских питчингов мы провели башкирский «Питчинг дебютантов» – при поддержке минкульта республики. Подали заявку на грант кинолаборатории «Молодое кино Башкортостана» – и выиграли. Молодежи было около тридцати человек. Дали им восемнадцать мастер-классов по различным направлениям. К примеру, в Уфу приезжал глава Фонда регионального кино Дмитрий Якунин, был председателем экспертной комиссии. В ноябре экспертная комиссия отобрала три заявки, в январе начались съемки. В мае начались показы. Фильмы сняли люди, не имеющие режиссерского образования. Но Союз кинематографистов предоставил дебютантам команду профессионалов – операторов, монтажеров и так далее. Мы довольны результатом. Три новых фильма покажем по всей республике – у нас в распоряжении сорок кинозалов. Думаю, молодые режиссеры пойдут учиться. Они попробовали свои силы в кино, а дальше нужно получать специальное образование.

Также и в рамках гранта, и вне таковых работаем с Центром содействия семейного воспитания № 1 им. Ш. Худайбердина (бывший детской дом), члены нашего Союза помогают многим социальным проектам.

Академия Михалкова отбирает таланты со всей России. Обучение там бесплатное, общежитие бесплатное, стипендия – красота! Из наших продюсерское отделение Академии окончили супруги Аскаровы, режиссерское – Динара Абдрашитова.

Для повышения квалификации есть Институт дополнительного образования при ВГИК, Школа «Останкино». Здесь нужно выбирать мастера, точно понимать, к кому ты идешь учиться и зачем.

Надежда на молодежь

– Один из этих показов прошел в июне в рамках всероссийского литературного фестиваля «КоРифеи». Как реагировали на фильмы молодые писатели?

– Смотреть кино приехали дети из Давлеканово – умные, толковые ребята. Я им рассказала о взаимосвязи кино, журналистики и прозы. Юные зрители согласились, что нужно уметь визуализировать слово.

Современная молодежь много смотрит – кино, сериалы, анимацию, ролики. И я как мама троих детей, стараюсь «быть в теме». Очень важно найти общий язык с молодежью.

Давлекановским детям понравились все три фильма. Единственное, что они не поняли, почему ананас является столь вожделенным для их сверстников в 90-е годы. Я говорю: вы ведь читали книги про то, как человек впервые приехал в город, впервые попробовал мороженое и прокатился на трамвае. Представляете, недавно у нас не было ананасов – от слова «вообще». Это сейчас их можно свободно купить в любом супермаркете!

Особый интерес у меня как кинематографиста вызывают дети седьмых-восьмых классов. Их можно сориентировать на творческие профессии. Рассказываю ребятам о перспективе заработка в кино. Как я уже сказала, нужны специалисты – и сегодня, и завтра. В Уфу стали заходить столичные кинопроекты с хорошими бюджетами…

Не так давно мы проводили на грант фестиваль анимационных студий «Живые картинки». Учили ребят 4-12 лет, как написать первую сказку. Сейчас пишем гранты на продолжение этого начинания, студий при детских садах и школах, модельных библиотеках стало больше.

В киношколе Булата Юсупова регулярно проводятся сценарные и режиссерские курсы. Но отдельной детской студии анимационного кино в Уфе пока нет. Всегда за большим делом стоит очень увлеченный человек. Который тащит на себе этот воз. Заниматься с детьми очень непросто. Но я верю, что такие энтузиасты у нас появятся.

– У СК РБ нет своего помещения. Потому что оно попросту не нужно?

– Перспективы получения своего дома у киношников есть. Несколько лет назад мы поднимали вопрос о появлении в Уфе Дома кино. И СК России тоже двигается в этом направлении. Если мы найдем подходящее помещение, выделят деньги на ремонт. Этим вопросом нужно заниматься серьезно. Сделали план-схему здания. Прежде всего нужен современный небольшой кинозал, оборудованный в том числе и для маломобильных граждан, а также помещения для работы киноклубов и проведения творческих встреч. Не забыли и про коворкинг-зону. Для школьников нужно организовать кинолекторий, где будут показывать лучшие советские фильмы. Пусть приходят по «Пушкинской карте»! Я изучила опыт работы омского Дома кино. Хорошо бы использовать наработки сибиряков в родной Уфе.

Что и как экранизировать

– Какое произведение хотели бы экранизировать?

– Не понимаю, почему очень мало экранизируют Тургенева – в отличие от того же Чехова. Оба прекрасные авторы. Но мой самый любимый писатель – Лев Толстой. Почему? Простое объяснение: Толстой любил башкир – и, я башкирка, люблю Толстого! Конечно же, не совсем так. Это мощнейшая личность и писатель. Особенно его роман «Война и мир».

Интересно в последнее время экранизирован Достоевский – «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы». Это очень современный писатель, и его героев на экране сейчас сильно не хватает. Так что для того, чтобы молодежь смотрела кино, не отрываясь, нужно экранизировать и русских, и советских классиков. Посмотрите, как прекрасно был принят фильм «Сестренка» по повести Мустая Карима «Радость нашего дома»!

– Писатель фантазирует, он не описывает жизнь впрямую и дословно. А у кинорежиссера в фильме – фантазия на тему того, что создано писателем. Но в итоге про кино порой говорят: жизненная правда. Как так?

– Творчество – в кино и театре – это очень интересно. К фантазии режиссера добавляется фантазия художника. А в кино еще многое решает оператор. Правда жизни на сцене и экране возникает при наличии жизненного опыта, профессионализма, мастерства. И вот ты смотришь историю про синих не существующих человечков в «Аватаре» – и ревешь.

Но терпеть не могу жалостливое кино или хоррор – когда играют на твоих эмоциях. Вот у инвалида собачку машина сбила – конечно, всем его будет жалко. Но снять слезное кино про это – это некая спекуляция над человеческими эмоциями. 

По моим произведениям поставлено несколько спектаклей, и каждый по-своему дорог. Как драматург я сижу на репетициях, спектакль рождается на глазах. Убедилась не единожды: у каждого текста – своя судьба. Как-то написали мы с сестрой Тансулпан озорную сказку по заказу, но режиссер вдруг отказался. Сказка пролежала много лет, попала в руки режиссеру Зиннуру Сулейманову. Он еще много лет пытался ее предложить театрам. И вот наступил момент – срочно требуется сказка на башкирском! И сейчас с успехом идет в Молодежном театре в Уфе под названием «Арба». Потому что для этого спектакля собралась команда – режиссер, композитор, художник, любимые актеры «Молодежки». Все сошлось воедино. И сказка на башкирском языке выстрелила, дети с удовольствием смотрят, подпевают, танцуют.

Невероятно много сделали для продвижения современной башкирской драматургии руководители республиканского Центра современной драматургии и режиссуры Алия Яхина и Зиннур Сулейманов. С ними сотрудничают Наталья Мошина из Уфы, Владимир Жеребцов из Стерлитамака, чьи пьесы поставлены в Москве. С лекциями приезжал известный столичный критик Павел Руднев. Володя Жеребцов с Родионом Белецким приняли участие в работе майской книжной ярмарки «Китап-байрам». Все они не дают застрять на сугубо национальном подходе в башкирском искусстве.