«Триумф нашего искусства». Ильдар Абдразаков открыл сезон оперы в Милане

Заслуженный артист России, уроженец Уфы Ильдар Абдразаков 7 декабря спел на одной из самых знаменитых оперных сцен мира - театра «Ла Скала» в Милане. Сезон открылся  оперой «Борис Годунов» Модеста Мусоргского. Постановку в музыкальной редакции 1869 года осуществил датский режиссёр Каспер Хольтен, а в титульной партии выступил российский бас Ильдар Абдразаков. Премьеру назвали «истинным триумфом нашего искусства». Помимо Абдразакова, в постановке были задействованы солисты Мариинского театра Анна Денисова, Алексей Марков и Дмитрий Головнин. Нашим соотечественникам достались и большинство партий второго плана.

   
   

«Впервые пою на русском»

«Несколько лет назад мы с Риккардо Шайи обсуждали, что интересного можно было бы сделать вместе, – отметил перед выступлением Ильдар Абдразаков. – Так родилась идея исполнить «Бориса», ведь это одна из величайших опер, написанных для низкого голоса. Поставить именно эту версию было моей идеей, которая, наконец, реализуется. В этом сезоне я впервые буду петь в Милане спектакль на русском».

Также впервые с 2011 года на открытии сезона присутствовали одновременно президент Италии Серджо Маттарелла и премьер Джорджи Мелони. Премьеру почтила визитом и председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. В интервью журналистам ТАСС она призналась, что любит русскую оперу: «Мусоргский - феноменален, Чайковский тоже феноменален. Мы должны уважать русскую культуру».

Овации, не смолкавшие 20 минут, в момент выхода на поклон Абдразакова просто взорвали зал. Итальянская критика назвала оперу «абсолютным успехом», «лучшей постановкой последних лет». «Первая версия оперы Мусоргского впервые звучит в этом зале. И она - прекрасна. Эта версия наиболее современная, наиболее интенсивная по музыке и накалу эмоций», - прокомментировал музыкальный критик Карло Мария Челла, девять лет работавший в «Ла Скала».

 

Трансляция «Бориса Годунова» прошла на платформах международных вещательных компаний по всему миру, тысячи итальянцев слушали её на уличных экранах.

После спектакля Ильдар Абдразаков сообщил журналистам итальянского издания, что очень доволен премьерой и комфортно чувствует себя в Милане. «Наше общее послание заключается в том, что мы, певцы и музыканты, говорим языком музыки, культуры, мы хотим оставаться музыкантами и певцами. Мы делаем нашу работу так, как нас научили наши преподаватели», – отметил он.

   
   

Кстати, в соцсетях артиста как во время выступления, так и после поклонники и коллеги оставляли благодарные отклики: «Ильдар, какой успех! Спасибо, что Вы стали послом русской культуры в Европе». Среди поздравивших певца была и Анна Нетребко с мужем Юсифом Эйвазовым.

Абсолютный рекорд Милана

В этом году знаменитый уроженец Уфы отмечает 20-летие своего первого выступления на сцене мировой оперной Мекки и шестой выход в постановке, открывающей сезон. Впервые это произошло в 2002 году, когда Абдразаков предстал в партии Калхаса в опере Кристофа Глюка «Ифигения в Авлиде». В 2003 году легендарный маэстро Риккардо Мути пригласил певца исполнить партию Моисея в опере «Моисей и Фараон». На открытии сезона-2018 Абдразаков исполнил титульную партию в премьерном спектакле «Аттила» Джузеппе Верди. В 2020 году из-за вспышки коронавируса среди артистов премьеру заменили гала-концертом, где Ильдар оказался единственным посланцем России. Прошлый сезон открылся премьерой ранней оперы Верди «Макбет», где российский бас исполнил одну из главных партий. 

Русская опера «Борис Годунов» дважды открывала сезон в «Ла Скала»: первый - в 1909 году – тогда в главной партии блистал Фёдор Шаляпин, второй – в 1979 году в постановке Юрия Любимова. Сегодня партия царя Бориса - одна из коронных в репертуаре уфимца. По словам певца, ему предложили её спеть, когда ему еще было 20 лет, но тогда и неоднократно впоследствии он от неё отказывался. «Потому что спеть - это одно дело, а сыграть, прочувствовать - это совершенно другое. И я к этой роли шёл постепенно», - признавался Абдразаков. Его дебют в партии Годунова состоялся в 2018 году на сцене Парижской национальной оперы. Не раз потом он исполнял её также в Большом и Мариинском театрах, в Опере Монте-Карло.

Помимо оперных выступлений, на сцене «Ла Скала» знаменитый уфимец дал четыре сольных концерта - это абсолютный рекорд среди российских оперных исполнителей. Настоящим потрясением для итальянского зрителя стало совместное выступление Абдразакова с известным кураистом Робертом Юлдашевым в 2010 году.

«В программе моего выступления были и две башкирские народные песни «Азамат» и «Ирендэк», которые я исполнил под аккомпанемент, – вспоминал Ильдар. – Во время нашего выступления в зале была мертвая тишина, а затем – бешеная овация! Звуки курая привели итальянскую публику в восторг». 

Потомок Чингисхана и Тамерлана

Обладатель звания «Лучший бас мира», дважды лауреат «Грэмми», Ильдар Абдразаков в каждом интервью подчеркивает факт своего рождения в Башкирии и неразрывную связь с малой родиной. Звезда мировой оперной сцены родился в Уфе, в творческой семье: отец Амир Габдульманович – режиссёр кино, основатель киностудии «Башкортостан», ныне носящей его имя; мать – Таскира Нагимзяновна – мастер художественной росписи; старший брат Аскар – известный оперный исполнитель, худрук Башкирской оперы, приглашённый солист Мариинского театра. Тем не менее, как признавался певец в одном из интервью, несмотря на творческое окружение, в детстве и юности о вокальной карьере он не задумывался: в школьные годы увлекался спортом, а весьма привлекательной для него была профессия дальнобойщика. Всё изменил пример брата: когда Аскар стал делать заметные успехи в вокале, Ильдар тоже почувствовал интерес к музыке. В Уфимском институте искусств он, как и брат, попал в «кузницу звёзд» - мастерскую профессора Миляуши Муртазиной. В 1997 году, будучи студентом, он принял участие в конкурсе Ирины Архиповой «Большой приз Москвы», одержал победу на конкурсе им. М. Глинки. А вскоре 21-летний певец принял приглашение Мариинского театра.

По признанию Абдразакова, личный опыт и поддержка великих мастеров сцены подсказала ему идею создания своего фестиваля, который стал бы платформой для поиска молодых талантов и создания им условий для творческого развития и выхода на широкую аудиторию. Так пять лет назад родился Международный музыкальный фестиваль Ильдара Абдразакова. Первым городом, принимающим фестиваль, стала, разумеется, столица Башкирии.

«Приезжаю к себе на родину в Уфу каждый год и стараюсь дать концерт. Но сейчас настал момент, когда мне хочется не только выступить самому, но и привезти друзей, коллег, дирижеров, с которыми работаю», – говорил артист.

География последующих фестивалей расширялась: помимо Уфы, они прошли в Москве, Екатеринбурге, Казани и Альметьевске, Новосибирске, Томске, Тюмени и Астрахани. Пятый юбилейный фестиваль, стартовавший в сентябре 2022 года концертом в Большом зале Московской консерватории, охватил огромную территорию от Москвы до Владивостока, пролёг через Сургут, Ханты-Мансийск, Красноярск и Норильск. 

Как следует из ТГ-канала фонда певца, показы «Годунова» с Ильдаром Абдразаковым в главной партии пройдут в декабре ещё шесть раз. Но это не единственный спектакль в афише нового сезона «Ла Скала» с участием нашего баса: он также заявлен в списке исполнителей оперы «Сказок Гофмана» Жака Оффенбаха, постановку которой осуществит итальянец Давиде Ливерморе. В этом спектакле Абдразакову отведены партии сразу четырёх злодеев.